Как правильно настроить эквалайзер?
Эквалайзер — специальное устройство или приложение для смартфона, компьютера, позволяющее улучшать звучание музыки. Происходит это путем ручной или автоматической настройки отдельных участков частотного диапазона. Так, с помощью эквалайзера можно усилить басы, подчеркнуть высокие тона, выбрать наиболее подходящее звучание для вокала, джаза, электронной или рок-музыки.
Самый качественный, самый приятный и чистый звук, конечно, обеспечивает ручная настройка эквалайзера. Поэтому начать нужно со следующего:
Мануал по настройке стандартного эквалайзера Android для самых маленьких (и не только)
Тут не будет очень глубокого разбора частот, волн и низкоуровневого преобразования звука. Это статья для тех, кто хочет быстро и максимально понятно, разобраться в эквалайзере. Объясняю практически на пальцах.
Немного теории перед тем как начнем.
Битрейт (bitrate)(kbps)
Чем выше битрейт файла, тем «качественнее» звук, и тем больше места файл занимает на диске.
Без сжатия, такие как (WAV, AIFF)
С сжатием без потерь качества (APE, FLAC)
С сжатием и с потерей качества (MP3, Ogg)
До знакомства с обработкой звука, я принимал звук как данность, вне зависимости от качества. Будь-то .mp3 с битрейтом 92 kbps или .wave c битрейтом 320 kbps. Однако почитав много статей на Хабре и прочих обучающих сайтах, я понял, что это не только интересно и полезно.
Самое важно при работе со звуком — это СЛУШАТЬ!
Возникает резонный вопрос «В смысле «слушать», а что я по твоему делаю?»
Звук для каждого человека индивидуален. Можно дать одну песню 10 людям и для каждого она будет звучать по разному.Кто-то лучше воспринимает высокие частоты, кто-то любит когда много баса, кто-то может выкрутить неимоверные значения на эквалайзере и получать удовольствие от нестандартного звучания.
Всегда настраивайте звуковое оборудование(колонки,subwoofer, наушники и т.д.) ПОД СЕБЯ и на СВОЙ ВКУС.
Вернемся к эквалайзеру.
Для начала хочу начать с того, что далеко не все используют настройки эквалайзера.
На то есть несколько причин:
Наличие дорогих наушников с отличным звуком. (скажем от 100$)
Не привередливость к качеству звука и звучанию музыки в целом.
Многим просто лень копаться в непонятных полосках и просто смеряются с качеством звука.
Перейдем к разбору внутренностей эквалайзера.
Первый ползунок в 60Hz отвечает за Bass (бас)
Думаю тут не надо долго объяснять, что повышение или понижение значения увеличивает или уменьшает объем баса соответственно. (спасибо Кэп).
Второй ползунок 230Hz
Он отвечает за глубину и объемность звучания и отчасти за задний план(instrumental).
Повышение или понижение значения, добавляет или уменьшает объемность звука соответственно.
Третий ползунок 910Hz
Он отвечает за дальность или громкость вокала и за шумность заднего плана.
При повышении значения вокал становиться громче,но и задний план становится более шумный, что дает ощущения приближения вокалиста на передний план. Понижение значения делает вокал тише,что отдаляет вокал на задний план и уменьшает объем шума на заднем плане.
Четвертые ползунок 4kHz
Это смежный параметр между 910hz и 14kHz т.к при повышении значения улучшается чистота и резкость звучания и увеличивает эффект приближения вокала и придает вокалу более чистое и мягкое звучание.
Пятый ползунок 14kHz
Отвечает за громкость, резкость и чистоту звука.
При повышении значения звук становиться более резким и чистым. При понижении значения звук становиться более глухим.
Так, остались еще 2 ползунка. Да нижние. Тут все обстоит куда проще.
Bass boost — это всем известный бас. Просто если нужно Больше баса, чтобы можно было «просто брать и обмазываться» басом.
Surround Sound — это объёмный звук, нужный для увеличения пространственного звукового эффекта, путем создания акустической атмосферы в ограниченном пространстве комнаты или другого помещения или звука в общем.
Сам же я пользуюсь бюджетными наушниками Panasonic rp-djs150.
И специально подобранным пресетом эквалайзера для них.
Учтите, что для разных наушников, нужны разные варианты настройки частот.
В процессе идет подготовка статьи с полным разбором 10-ти полосного эквалайзера Viper4android. Ссылка будет вот Тут.
Один раз вникнув в работу 5-ти полосного эквалайзера, вы с легкостью будет ориентироваться в других похожих эквалайзерах, коих на Android огромное количество, на любой вкус и цвет. Взять тот же Dolby Atom.
Если вы нашли Очень большие неточности, влияющие на Глобальное понимание материала, то я с радостью выслушаю ваше предложение в комментариях и исправлю неточности. Но имейте ввиду, что статья была специально упрощена для понимания начинающих пользователей.
Надеюсь моя статья поможет вам и привнесет новые эмоции при прослушивании любимых песен.
Что такое эквалайзер и как им пользоваться
Эквалайзеры сегодня повсюду — в смартфонах, медиаплеерах, телевизорах, бытовой аудиотехнике, автомагнитолах и т.д. Однако мало какой производитель техники или софта поясняет, как ими пользоваться. А ведь это очень важный момент, от которого зависит, насладитесь вы звуком или нет.
В современной бытовой аудиотехнике и цифровых проигрывателях эквалайзеры позволяют:
- Поправить звучание акустической системы или наушников.
- Скорректировать недостатки комнаты, в которой расположена акустика.
- Сделать более ясным звук старых или некачественных записей.
- Подчеркнуть или затенить некоторые частоты по своему вкусу.
Чаще всего с помощью эквалайзера прибавляют или убирают бас, делают вокал менее резким или более четким, убирают неприятные призвуки в верхнем диапазоне: например, цоканье тарелок, либо, наоборот, добавляют записи воздуха аккуратным прибавлением высоких частот.
История эквалайзеров
Первый эквалайзер появился, как это ни странно, не в музыкальной, а в киноиндустрии. В 30-х годах прошлого века, на заре звуковых фильмов, был создан прибор с двумя ползунками и выбором частот — Langevin 251A. Он позволял поправить звучание аудиосистемы кинотеатра, чтобы голоса актеров и музыка не резали слух, а также звучали более естественно. Так был создан первый параметрический эквалайзер.
Почти одновременно с ним компания Cinema Engineering разработала первый шестиполосный графический эквалайзер (7080). Именно такой тип эквалайзеров чаще всего встречается в бытовой аудиотехнике и аудиософте.
Во время Второй мировой войны было не до эквалайзеров, зато в 60-х, с появлением транзисторов и развитием микроэлектроники, случился настоящий бум, породивший бесчисленное количество приборов и подтолкнувший развитие звукоинженерии.
Настоящей находкой для меломанов эквалайзер стал в 70-е и 80-е годы, с появлением катушечных магнитофонов и аудиокассет. Многие любители музыки переписывали понравившиеся альбомы у знакомых или с радио, качество звучания при этом страдало. Вот тут-то и приходила на помощь эквализация: при грамотном подходе можно было настроить баланс звука не хуже, чем в оригинале! Не удивительно, что именно тогда в каждый музыкальный центр и кассетный проигрыватель производители старались вмонтировать эквалайзер.
Виды эквалайзеров
Графический эквалайзер повсеместно встречается в любительской технике и бытовых аудиоприборах. Принцип его работы прост: он делит частотный диапазон на полосы, каждую из которых можно поднять или опустить на определенное значение — как правило, до 12 Дб. Чаще всего крайняя левая и крайняя правая полосы — это фильтры низких и высоких частот, то есть они убавляют все, что перед или после них соответственно.
Такой эквалайзер очень нагляден, любой человек сможет им пользоваться. Но у него есть и недостатки. Между полосами, на которые эквалайзер делит диапазон, есть пересечения — кроссфейды. Если опустить несколько полос, то между ними образуются пики. В итоге получается довольно неприятный эффект: некоторые узкие частоты начинают выпирать, и с этим ничего нельзя поделать. Чем больше в приборе полос — тем меньше этот эффект выражен. В бытовых эквалайзерах их обычно 7–18 штук, в профессиональных — 25–31.
Параметрические эквалайзеры более точные и деликатные. Они чаще всего используются в профессиональной аудиотехнике и позволяют:
- Очень точно найти нужную частоту (параметр Frequency, измеряется в Герцах).
- Настроить ширину полосы (безразмерный параметр Q).
- Прибавить или убавить определенное количество децибел (параметр Gain).
Параметрические эквалайзеры позволяют работать с нужной частотой, не затронув ничего лишнего. Причем, если аналоговые приборы имеют всего 3–5 регулируемых полос, то в современных цифровых плагинах количество полос зачастую вообще не ограничено.
Эквалайзеры в музыке и звукорежиссуре
Музыкантами и звукоинженерами эквалайзеры используются повсеместно. К примеру, гитаристы и басисты используют их в усилителях и педалях эффектов для создания уникального звучания. Эквализация помогает занять инструменту свое место в миксе, поэтому без нее невозможно себе представить современную музыку, будь это рок или электронные жанры.
Наверняка на живом концерте любимой группы вы сталкивались с оглушительным свистом или гудением. Это, так называемая, обратая связь — к ней приводит одновременная работа микрофонов и колонок. Тогда звукорежиссер ищет с помощью эквалайзера частоты, на которых возникают неприятные призвуки, и подавляет их. В некоторые микрофоны или микшеры подавители обратной связи уже встроены и работают автоматически. То же самое происходит в студии — инструмент или сама комната, в которой он записан, может прибавлять к сигналу неприятные резонансы, которые специалист ищет и вырезает. Это позволяет лучше «уложить» сигнал в общий микс.
Звукорежиссеры с помощью эквалайзера находят зашкаливающие частоты и убирают их.
В студийной работе эквализация позволяет очень тонко настроить частотный баланс инструментов: убрать лишний саббас или «коробочную» середину в барабанах, осветлить вокал добавлением высоких частот, устранить частотные конфликты инструментов, подчеркнуть приятные гармоники и т.д.
Сегодня выпущено огромное количество VST-плагинов для эквализации — от эмуляторов аналоговых приборов до динамических эквалайзеров с тонкими настройками и дополнительными функциями. Последние позволяют, например, видеть амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) до и после вмешательства, обработать по-разному левый и правый либо центр и края стереосигнала, ослабить его только тогда, когда он звучит слишком громко и т.п. Это дает возможность работать с хирургической точностью, оставляя звучание обработанного сигнала максимально натуральным.
Советы по настройке эквалайзера
Вкус к музыке и приятным звукам весьма субъективен, поэтому лучше всего настраивать эквалайзер, ориентируясь на свой слух и не обращая внимания на визуализацию АЧХ. При этом всегда стоит помнить: если запись выполнялась в студии, то звукорежиссеры и мастеринг-инженеры уже прослушали трек на всех возможных акустических системах, включая дешевые наушники и компьютерные колонки. После чего они обработали его таким образом, чтобы получить оптимальное звучание на бытовой акустике. Поэтому нередко лучшей настройкой эквалайзера будет кнопка “Выключить”.
Иногда, лучшая настройка эквалайзера — это его отключение.
Эквалайзеры в бытовых приборах не самые качественные, поэтому радикальное прибавление гармоник может привести к искажению сигнала: бас будет гудеть, на вокале и тарелках появляется неприятный скрежет, у барабанов исчезнет атака и панч. Так что лучше всего сначала работать эквалайзером на понижение — убирать то, чего слишком много. Это справедливо даже для дорогих студийных приборов — все звукоинженеры советуют сначала вырезать неприятные частоты и только потом аккуратно добавлять то, чего не хватает. Например, если не хватает баса, приглушите высокие и немного средних частот, а потом просто прибавьте громкость.
В целом, алгоритм работы с эквалайзером довольно прост:
- Внимательно прослушать трек и выделить в нем звучание каждого инструмента.
- Поочередно поднять, опустить, а затем вернуть на ноль каждый ползунок в эквалайзере, поняв, как он воздействует на звук каждого из инструментов в треке. Это позволит выявить неприятные частоты и резонансы.
- Убрать частоты, которые «режут» слух и кажутся избыточными. Чаще всего это цоканье тарелок, свист шипящих согласных в вокале, бубнение баса, неприятная «коробочная» середина в гитарах и синтезаторах.
- Добавить частоты, которых не хватает, по своему вкусу, компенсировав тем самым образовавшиеся провалы.
Основные частоты инструментов и вокала
16–60 Гц — область саб-баса, который больше ощущается телом, чем улавливается слухом. Здесь находится «пинок» бочки и нижние обертоны баса в роке и электронной музыке. Чрезмерное усиление сделает звук мутным, а чрезмерное ослабление приведет к потере «кача». При этом большинство аудиосистем не в состоянии воспроизвести этот диапазон частот без сабвуфера.
60–250 Гц — область основных гармоник баса и барабанов. Их усиление придаст треку больше энергетики, однако может задавить инструменты из области средних частот. Излишнее ослабление приведет сделает звук куцым.
250–500 Гц — область нижних гармоник рабочего барабана, мужского вокала и гитар. Именно их можно задавить чрезмерным усилением баса. Однако слишком большое усиление этих частот сделает звук «коробочным», будто акустическую систему поместили в большой ящик.
500–800 Гц — в этом диапазоне могут лежать низкие гармоники женского вокала, часть тела мужского вокала и некоторых инструментов. Но, в целом, чаще всего именно эту область можно немного убавить, чтобы сделать звук более четким и собранным: бас станет плотнее, верха — ярче.
800 Гц — 3 кГц — это область гармоник вокала, гитары, фортепиано, синтезаторов и многих других инструментов. Поднятие ползунка в этом диапазоне прибавит им тела и насыщенности.
3–6 кГц — здесь лежит презенс гитар, вокала, синтезаторов, рабочего барабана, томов, а также тело скрипок и высоких духовых. Прибавлением этих частот можно добавить присутствия этих инструментов в миксе — они как бы становятся ближе к слушателю за счет увеличения их яркости. Убавление, наоброт, затенит их.
6–10 кГц — здесь находится тело тарелок и скрипок, верхние обертоны гитар и синтезаторов, а также шипящие согласные вокала: звуки «с», «ц», «ш» и «щ». Прибавление таких частот сделает звучание более прозрачным и воздушным, но можно легко перестараться и сделать верха слишком резкими, вплоть до неприятного свиста и скрежета. Чрезмерное убавление сделает звук глухим и ватным.
10–16 кГц — в этом диапазоне лежат верхние обертона тарелок и некоторых высоких инструментов, например, флейт пикколо. Подъем этих частот позволит добавить треку еще больше воздуха, но, в то же время, может появиться шум, свист и шипение — опускание ползунков даст возможность от них избавится.
16 кГц и выше — это верхняя граница слуха большинства людей. Бытовые эквалайзеры редко имеют полосы дальше этого значения, и не каждая акустическая система сможет их воспроизвести.
Эквалайзер в смартфоне: что такое, зачем нужен, какой выбрать
В современном мире мобильный телефон — это уже давно не просто устройство для общения, ведь умные телефоны выполняют роль органайзера, фотокамеры, навигатора, мультимедийного развлекательного центра.
Пользователи, которые любят слушать музыку в своем смартфоне, часто сталкиваются с проблемой некорректного звучания музыкальных композиций.
Эту ситуацию может исправить сторонний эквалайзер, который способен скорректировать любое неправильное звучание, легко меняя звуковые настройки в девайсе.
Сейчас мы и разберемся чуть поподробней с эквалайзером в смартфоне.
Что это такое
Эквалайзер представляет собой устройство или программу, которые служат для настройки уровня звуковых частот.
Для этого он позволяет повысить или понизить громкость звучания в определенных диапазонах.
Программными эквалайзерами снабжены обычно портативные плееры и мобильные телефоны, которые могут воспроизводить музыку.
В памяти таких программ прописаны уже готовые варианты настройки частотного баланса, подобранные под различные музыкальные направления (Jazz, Pop, Rock и др.).
Зачем это нужно
Чтобы понять, зачем это нужно, в первую очередь следует знать, каковы причины искажения звуковой записи.
Это может быть некачественная акустическая система или же помехи в пространстве. Например, провалы в звуке будут возникать из-за поглощения звуковых волн окружающими материалами.
А главное предназначение эквалайзера – это улучшение акустики в звуковом пространстве, в котором находится слушатель.