Что необходимо использовать при зрительном самоконтроле
Перейти к содержимому

Что необходимо использовать при зрительном самоконтроле

  • автор:

21 В. Методы самоконтроля за физической подготовленностью.

Определяются по пяти физическим качествам: 1.выносливость: общая, силовая, скоростная, 2.сила, 3.Гибкость, 4. ловкость, 5.быстрота, а также по специальной физической подготовке.

Выносливость: тест Купера или бег 2000 м –жен., бег 3 000 м – муж.

Скоростно-силовая – прыжки в длину с места

Быстрота — бег 100 м

Гибкость- наклон стоя на скамейке или в положении лежа,

Сила – подтягивания в висе, отжимания от пола, пресс.

Ловкость – тесты с ведением и бросками б/б мяча, с в/б мячом.

22 в. Методы самоконтроля за уровнем здоровья.

Экспресс-оценка по студенческому « Паспорту здоровья». Проведение тестов и выведение общей оценки состояния здоровья по показателям: пульс в покое, проба Руфье, индекс Кетле, гибкость позвоночника, количество простудных заболеваний за год. Оценивается по 5-ти бальной системе. Средний балл – показатель уровня здоровья.

23 В. Профилактика зрения при работе с компьютером.

Продолжительная работа у экрана компьютера может вызвать проблемы зрения. Большинство симптомов – сухие глаза, неясное зрение и головные боли – явления временные и легко устранимые. Вот несколько советов, которые помогут улучшить условия работы на вашем рабочем месте.

Экран монитора должен находиться примерно на 20 см ниже уровня глаз.

Экран монитора должен быть на расстоянии 40-75 см от глаз.

Следует избегать применения яркого потолочного света, особенно флуоресцентного.

Отводите на 5-10 секунд взгляд в сторону от экрана каждые 10 минут.

Легче всего читаются темные буквы на светлом экране, поэтому освещенность экрана должна быть равна освещенности помещения.

Экраны большой разрешающей способности уменьшают напряжение зрения.

Следует повернуть экран монитора таким образом, чтобы он оказался под прямым углом по отношению к окнам;

Упражнения для релаксации глаз.

Сначала – отдых.

Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения). Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа – это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

Если вы хотите немного расслабить глаза, сидя прямо на рабочем месте, можете представить, что пишете не ручкой, а кончиком иголки на головке булавки. Тогда коллеги не будут у вас спрашивать, чем это вы занимаетесь, ведь со стороны движения вашей головы будут практически незаметны. Сотрудники подумают, что вы просто сидите с прикрытыми глазами, чтобы немного отдохнуть, что будет вовсе недалеко от истины. Таким же образом можно расслабить глаза, если вы возвращаетесь с работы домой в общественном транспорте.

Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2-3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут).

На вдохе медленно поверните глаза вправо («до упора», но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.

Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели). При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Мотивационная доминанта и ее роль в самоконтроле качества зрительных функций у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рабичев И.Э., Малых Т.Б., Котов А.В., Артюх А.М.

В исследовании ставилась цель разработки системы мер, направленных на сохранение, улучшение и поддержание на новом уровне качества зрительных функций, определяемых по показателям остроты зрения и стереозрения. Под наблюдением находились 100 человек (69 женщин и 31 мужчина) из числа студентов с нормальной остротой зрения , а также со сниженной остротой зрения с наличием близорукости и без нее. Для коррекционной работы были использованы педагогические, психологические и психофизиологические подходы в авторской модификации и адаптации. Существенным моментом в примененной методологии было формирование виртуального зрительного образа под влиянием доминирующей мотивации. В итоге проведенного исследования 38 студентов из общего числа (52) обучаемых по нашей методике повысили остроту зрения за 2-3 мин и встали на более высокую ступень по остроте зрения (то есть перешли из одной группы остроты зрения в другую). Следовательно, результативность повышения остроты зрения составила 73,08%. Не повысили остроту зрения 14 человек (26,92%), в связи с чем причины отсутствия положительного результата будут в дальнейшем проанализированы.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рабичев И.Э., Малых Т.Б., Котов А.В., Артюх А.М.

Текст научной работы на тему «Мотивационная доминанта и ее роль в самоконтроле качества зрительных функций у студентов»

УДК 159.931: 612.821

МОТИВАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА И ЕЕ РОЛЬ В САМОКОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ

И.Э. РАБИЧЕВ1*, Т.Б. МАЛЫХ2, А.В. КОТОВ3, А.М. АРТЮХ1

1ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», 2 ФГБНУ «Психологический институт РАО», 3 ФГБНУ «Научно-исследовательский институт нормальной физиологии

имени П.К. Анохина», Москва

В исследовании ставилась цель разработки системы мер, направленных на сохранение, улучшение и поддержание на новом уровне качества зрительных функций, определяемых по показателям остроты зрения и стереозрения. Под наблюдением находились 100 человек (69 женщин и 31 мужчина) из числа студентов с нормальной остротой зрения, а также со сниженной остротой зрения с наличием близорукости и без нее. Для коррекционной работы были использованы педагогические, психологические и психофизиологические подходы в авторской модификации и адаптации. Существенным моментом в примененной методологии было формирование виртуального зрительного образа под влиянием доминирующей мотивации. В итоге проведенного исследования 38 студентов из общего числа (52) обучаемых по нашей методике повысили остроту зрения за 2-3 мин и встали на более высокую ступень по остроте зрения (то есть перешли из одной группы остроты зрения в другую). Следовательно, результативность повышения остроты зрения составила 73,08%. Не повысили остроту зрения 14 человек (26,92%), в связи с чем причины отсутствия положительного результата будут в дальнейшем проанализированы.

Ключевые слова: мотивационная доминанта, острота зрения, педагогика, психология, психофизиология.

Увлечение цифровыми технологиями в образовательном процессе у студентов, а также сопутствующая этому зрительная нагрузка при использовании различных гадже-тов приводят к снижению остроты зрения и даже к нарушениям бинокулярного зрения. Более того, в отдельных случаях специалисты Центра исследования и коррекции зрения

© Рабичев И.Э., Малых Т.Б., Котов А.В., Артюх А.М., 2019

Рабичев Игорь Энгелевич

доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и физиологии человека и животных Московского педагогического государственного университета. Зам. директора по научной работе Центра исследования и коррекции зрения ООО «Восприятие» E-mail: i_rabitchev@list.ru

«Восприятие» (Москва) в течение последних лет наблюдают спровоцированное сходящееся или расходящееся косоглазие у некоторых учащихся (школьников и студентов) в возрасте от 7 до 24 лет, чрезмерно увлекающимися электронными играми, при том, что ранее у них таких нарушений не наблюдали. В связи с этим возникает острая потребность в создании мер, противостоящих натиску зрительной нагрузки.

Эти меры должны опираться на теоретическую базу о природе механизмов восприятия субъектом окружающей действительности через ведущие сенсорные системы [12, 16]. Фундаментальные законы, вскрывающие причинно-следственные отношения в деятельности целого мозга, лежат в основе принципа доминанты А.А. Ухтомского [13, 14]. Обращаясь к наследию этого выдающегося экспериментатора и мыслите-

ля, целесообразно привести несколько его высказываний по данному вопросу.

«. Борьба текущих доминант с уже установившимся поведением приводит к оплодотворению всей работы и поднятию достижений высшей центральной нервной системы». Указанная борьба сопровождается «. объективными достижениями, которые предопределяют будущее поведение субъекта, обозначая его внутреннюю работу по собственному совершенствованию и развитию». Говоря о механизмах доминанты, ученый считал, что — это своеобразное «. рабочее сочетание тормозов и возбуждений, причем текущие раздражения только подкрепляют имеющийся тормоз и углубляют имеющееся возбуждение, то есть, иными словами, помогают, подкрепляют, поддерживают ту обстановку, что уже и без того подготовлена в центрах (головного мозга)» [13].

Что касается нейрофизиологии и ней-робиологии зрительной системы в целом, включая клинические аспекты, то здесь имеется солидная основа [15, 22], идущая от классиков вплоть до знакового методического прорыва, совершенного Нобелевскими лауреатами Хьюбелом Д. и Визелом Т. в отношении столбчатой организации зрительной коры и иных существенных деталей [17, 18], а также последних достижений в области молекулярной биологии, моделирования, механизмов стереозрения, 3Б-технологий и др. [19-21, 23].

Нами высоко ценится доминантный подход при объяснении многих фактов в сложной феноменологии зрительного восприятия, особенно применительно к области стереозрения. Следует отметить, что доминанта не представляет собой исторический или семантический термин: он хорошо соотносится с центральными непреходящими идеями представителей отечественных психофизиологических школ от И.П. Павлова с его рефлексом цели до Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Особенно характерна в этом отношении теория функциональных систем П.К. Анохина [1-3], в рамках которой разви-

ваются сходные идеи доминирующего стойкого очага возбуждения, инициирующего ответную рефлекторную реакцию, нацеленности на положительный результат, наличия обратной связи в сложной функциональной системе, саморегуляции, реорганизации нервных центров при компенсаторных процессах и др. Сам П.К. Анохин в своих лекциях нередко упоминал имя А.А. Ухтомского и о близости их взглядов. Имеются и его упоминания о доминанте в печати [см. 7]. В свою очередь, известен также положительный отзыв А.А. Ухтомского о нижегородской физиологической кафедре, возглавляемой П.К. Анохиным (хранится в Архиве РАН).

Учет упоминаемых концептуальных представлений необходим при создании системы психолого-педагогических методов и психофизиологических коррекци-онных мероприятий, ориентированных на сохранение и поддерживание зрительных функций, подвергающихся значительным нагрузкам в ходе учебного процесса.

Цель исследования — разработать систему мер, направленных не только на сохранение, но и на улучшение и поддержание на новом уровне качества зрительных функций, определяемых по показателям остроты зрения и стереозрения.

Общая методологическая установка

В данной статье методическому аспекту уделяется большое внимание в связи с комплексностью подхода проведенного исследования, в котором для реализации задач сохранения функций зрения у студентов в образовательном процессе были использованы педагогические, психологические и психофизиологические подходы в авторской модификации и адаптации.

Объектом исследования служила зрительная система человека. Под нашим наблюдением находились 100 человек (69 женщин и 31 мужчина) — студентов Института биологии и химии Московского педагогического государственного университета. В об-

следовании участвовали группы студентов по 10-12 человек. Оптимальное время для проведения первого обучающего занятия с группой студентов составляло два академических часа. Из числа инициативных студентов, участвующих в исследовании, выбирали помощника инструктору-экспериментатору для качественной организации запланированного мероприятия.

Важным условием достижения положительных результатов в ходе направленного сохранения зрительных функций явилась необходимость строго последовательного проведения мероприятий. На первом этапе студентам предлагалась лекция — беседа, посвященная основным правилам работы на близких расстояниях, в том числе работа с компьютером, дисплеями, экранами, а также условию освещения помещения и рабочей поверхности. Второй этап был предназначен для формирования мотивационной доминанты к самоконтролю собственного зрения и мотивации к соблюдению правил выполнения работ на близких расстояниях. Большое значение при этом имело ознакомление студентов с психофизиологическими принципами методики коррекции функций зрения и с теоретическими и практическими основами возникновения восприятия виртуального зрительного образа (ВЗО) у человека [8, 10]. Кроме того, в лекции знакомили с научно-методическими основами механизмов, приводящих к повышению остроты зрения при «работе» с ВЗО с помощью предлагаемого специального комплекса упражнений. Главной задачей здесь являлось формирование у студентов убежденности в эффективности применяемых методов.

Для осуществления коррекционных мероприятий по улучшению зрительных функций и поддерживания их с помощью применяемой нами методики были следующие условия:

а) тренирующийся должен обладать бинокулярным зрением;

б) проявлять способность к мотивированному поиску ВЗО;

в) мотивировать себя — уметь не только видеть, но и сохранять однажды воспринятый ВЗО в ходе обучения и при дальнейшем выполнении упражнений;

г) стремиться получать максимальный положительный результат при мотивированном желании выполнить упражнения, направленные на повышение и сохранение функций зрения. Достижение положительного результата зависело от качества сформировавшейся мотивационной доминанты и в меньшей мере зависело от степени дальнозоркости или близорукости, наличия очков или контактной коррекции.

Порядок проведения мероприятий Осуществляется такой перечень действий:

— Выбор и подготовка аудитории, создание адекватного освещения в аудитории, замеры расстояний до проверочной таблицы, составление плана расстановки стульев для практических занятий по обучению комплексу упражнений. Для проведения занятия нужна классная доска, мел, мультимедийный проектор для показа презентации, таблицы для проверки остроты зрения с 5 м и вблизи, а также стереотесты.

— Проведение лекции — беседы, в которую включены темы: правила работы на близких расстояниях, понятие офтальмо-эргономики, формирование убеждений и мотиваций к сохранению зрительных функций, понимание основ физиологии зрения: о виртуальных зрительных образах, о принципах психофизиологического метода, направленного на повышение остроты зрения и ее сохранения.

— Проведение практического занятия, в которое включено коллективное обучение физиологическому двоению, которое служит проверкой наличия бинокулярного зрения. Студентам, у которых нет физиологического двоения, индивидуально проверяют наличие стереозрения по стерео-альбому в красно-зеленых очках: если стерео-зрение есть, то студента индивидуально

обучают физиологическому двоению. (Студентам, у которых нет стереозрения, применение предлагаемого метода невозможно).

— Индивидуально студентам по очереди проверяют остроту зрения с 5 м. В то же время студенты самостоятельно по специальной таблице для проверки зрения вблизи проверяют остроту зрения с 33-35 см. (Для качественного анализа необходима проверка остроты зрения правого глаза, левого глаза и при двух открытых глазах; при наличии бинокулярного зрения острота зрения двумя глазами должна быть выше на 1,5%, а иногда на 10-15%). Все свои результаты оценки остроты зрения студенты записывают в рабочих тетрадях.

На следующем этапе с каждым студентом из группы проводят индивидуальное обучение психофизиологической технике находить и воспринимать ВЗО, а затем -обучение упражнениям с использованием ВЗО. Время обучения тренировке и проведения первой тренировки составляет 2-3 мин (в редких случаях — 5 мин).

После этого вновь каждому участнику исследования проверяют остроту зрения (как было указано выше) и результаты записывают. Затем сравнивают результаты измерений индивидуально для каждого студента до и после обучения и короткой тренировки.

В заключение занятия коллективно проводят анализ достигнутых результатов и объяснения причин полученного качества результатов — повышения или неповышения остроты зрения. В конце занятия индивидуально для каждого студента проводят планирование дальнейших тренировок с ВЗО. Упражнения в домашних условиях студенты выполняют в течение 5-10 мин, причем, важно получение нового результата или поддерживание уже достигнутого. Точное время выполнения тренировки не имеет значения для получения положительного результата, важен сам процесс выполнения упражнений.

Студентам, желающим освоить полный цикл упражнения с ВЗО, назначаются индивидуальные занятия, которые можно

проводить с одним, двумя или тремя студентами. По результатам практических занятий для каждого студента уточняются параметры парных изображений и расстояний для тренировки с ВЗО и планируется задание для дальнейшего самостоятельного выполнения упражнений с ВЗО.

Психофизиологический принцип выполнения упражнений

Основным принципом функциональной направленной коррекции зрения являются условия слияния двойных идентичных изображений или стереоизображений при физиологическом двоении (без разделителя полей зрения). Физиологическое двоение и слияние двойных изображений возникает в том случае, когда зрительные оси правого и левого глаза сходятся за плоскостью реальных двойных изображений или перед плоскостью двойных изображений — перекрестное двоение или одноименное двоение. В дальнейшем мы в тексте данной работы будем использовать термин «запло-скостное слияние» двойных изображений.

Схема заплоскостного слияния двойных изображений представлена на рисунке 1. (Все буквенные обозначения в схеме введены профессором Л.Н. Могилевым [4]). В результате слияния идентичных изображений А и В возникает виртуальный зрительный образ, который состоит из трех образов. Эта виртуальная картина выглядит так: в центре аЬ — образ, воспринимаемый бинокулярно, виртуальный бинокулярный образ, а — монокулярный виртуальный образ от правого глаза, Ь — монокулярный виртуальный образ от левого глаза. Причем, бинокулярный образ — аЬ воспринимается удаленным от глаз обследуемого в пространстве на расстоянии Ь за плоскостью реального двойного изображения (это явление называется «эффект глубины»). Все детали виртуального зрительного образа в таком случае воспринимаются увеличенными. Если изменить расстояние Р между центрами изображений А и В или расстояние N от глаз до элементов теста, то изменится расстояние Ь, на котором будет

восприниматься виртуальный бинокулярный образ аЬ. С увеличением расстояний Р и N увеличивается расстояние Ь от глаз обследуемого до виртуального бинокулярного образа аЬ.

Рис. 1. Схема слияния двойных изображений при заплоскостном физиологическом двоении, реальные изображения А и В. В результате слияния изображений А и В формируется виртуальный зрительный образ, состоящий из трех образов аЬ, а, Ь; аЬ — виртуальный образ, воспринимаемый бинокулярно, а — виртуальный образ, воспринимаемый монокулярно от правого глаза, Ь — виртуальный образ, воспринимаемый монокулярно от левого глаза, С — область корреспонденции, Р — расстояние между центрами двойных изображений А и В, N -расстояние от глаз до двойных изображений, Ь — расстояние от глаз до виртуального образа аЬ

Основная идея физиологической тренировки заключается в том, что в условиях физиологического двоения и слияния двойных изображений механизм бинокулярной настройки на резкость и механизм управления вергентными движениями глаз находятся не в жестком, а в специфическом, условно свободном взаимо-

действии, по сравнению с естественными условиями. В таком состоянии пластично изменяя дивергенцию и конвергенцию благодаря наблюдению ВЗО в процессе выполнения упражнений, дозированно, сам студент под воздействием мотиваци-онной доминанты управляет механизмами аккомодации.

Например, при близорукости, увеличивая расстояние N а именно: увеличивая дивергенцию движениями глазных мышц последовательно управляют бинокулярным механизмом настройки на резкость, в результате чего увеличивается аккомодационная способность и острота зрения повышается на дальних расстояниях. А при дальнозоркости увеличение, затем уменьшение и вновь увеличение расстояния N через управление дивергенцией, конвергенцией и вновь дивергенцией тренируются механизм аккомодации и его соотношение с механизмом вергенции, результатом которой является повышение остроты зрения на близких и дальних расстояниях. Во всех случаях тренировка с ВЗО приводит к перестройке соотношения вергенции и аккомодации, что и способствует повышению остроты зрения, а затем — закреплению достигнутого результата.

Подготовка к выполнению упражнений для повышения и сохранения остроты зрения

Для технического обеспечения выполнения упражнений используют пластину из прозрачного материала — оргстекло, стекло, подставки из прозрачного пластика из магазинов «Комус» или других канцелярских товаров. Размер пластины — не менее 120×100 мм. Подбирают пары идентичных кружков диаметром от 0,6 до 16 мм, например: две одинаковые металлические монеты, самоклеящиеся кружки — однотонно закрашенные маркерами (из канцелярских товаров), круглые магниты, пуговицы. Пару кружков укрепляют на прозрачной пластине (рис. 2) на расстоянии между их центрами 36-46 мм. Расстояние между парами кружков подбирают индивидуально на первом обучении для

комфортного восприятия виртуального зрительного образа. Пластину с кружками можно закрепить в пенопласте (или использовать другой материал), установить конструкцию на столе (или на гладильной доске) на уровне глаз тренируемого. Макет устройства для тренировки показан на рисунке 3.

Рис. 2. Макет прозрачной пластины с кружками для выполнения упражнений с виртуальным зрительным образом

Рис 3. Макет устройства для выполнения упражнений

Главным условием и средством направленной функциональной коррекции механизмов бинокулярного зрения у лиц с нарушениями остроты зрения является мотивированно возникающий и воспринимаемый виртуальный зрительный образ [11]. Мы полагаем, что сохранение зрительных функций возможно только при формировании специфической мотивационной доминанты самоконтроля своего зрения и выполнения упражнений для повышения и поддерживания остроты зрения. Выполняя упражнения с помощью двойных изображений, мы управляем движением зрительных осей, удерживая внимание на виртуальном зрительном образе. В результате этого про-

исходит наилучшее управление системой настройки на резкость и острота зрения повышается. Нормальное зрительное ощущение ВЗО возможно лишь при условии самоподдерживания субъектом доминирующей мотивации к собственному контролю.

Мероприятия, указанные в методике, проведены со 100 студентами. Из 100 человек, участвующих в исследовании (31 мужчина и 69 женщин): с нормальной остротой зрения (1,0) выявлено 38 человек, 8 человек с близорукостью в очках с остротой зрения 1,0, 2 человека используют контактную коррекцию с остротой зрения 1,0, со сниженной остротой зрения без близорукости 34 человека, с близорукостью — 10 человек, которые не используют очки, 8 человек используют очки.

Итого: с остротой зрения 1,0 было 48 человек. У 52 студентов острота зрения была снижена.

Обучение и тренировка продолжались 2-3 мин. После обучения студентов со сниженной остротой зрения 8 студентов повысили свою остроту зрения до 1,0.

Поэтому общее количество студентов в группе с остротой зрения 1,0 стало 56 человек. Далее в группах, распределяемых по остроте зрения, количество студентов соответственно изменилось после обучения:

— С остротой зрения 0,9 было 14 студентов — стало 15 студентов.

— С остротой зрения 0,8 было 11 студентов — стало 13 студентов.

— С остротой зрения 0,7 было 9 студентов — стало 5 студентов.

— С остротой зрения 0,6 было 5 студентов — стало 2 студента.

— С остротой зрения 0,5 было 6 студентов — стало 5 студентов.

— С остротой зрения 0,4 было 2 студента — стало 4 студента.

— С остротой зрения 0,3 было 5 студентов, после тренировки не осталось ни одного студента в этой группе.

Итого: 38 студентов из общего числа (52) обучаемых повысили остроту зрения за 2-3 мин и встали на более высокую ступень по остроте зрения, то есть перешли из одной группы остроты зрения в другую.

Не повысили остроту зрения 14 человек (26,92%). Причины отсутствия результата будут в дальнейшем анализироваться. По нашим расчетам, результативность повышения остроты зрения в обследованных группах студентов после короткого обучения упражнениям (за 2-3 мин) составила 73,08%.

Таким образом, при правильном выполнении задания у каждого студента возникало ощущение так называемого виртуального зрительного образа, управляя которым сознательно, человек может повышать остроту собственного зрения. Тем самым возможно снятие зрительного утомления и спазма аккомодации. Это становится возможным без применения сложных технических устройств, а только лишь с помощью ВЗО и мотивационной доминанты.

В работе ставилась задача добиться значительного улучшения зрения у учащейся молодежи с помощью несложного в техническом отношении метода. Наши предыдущие исследования с применением такого подхода на разных экспериментальных моделях [5, 9], а также анализ литературы [19-21] привели нас к выводу, что эффективность мероприятий по коррекции зрения возрастает при использовании разработанных методов тренировок с учетом рекомендаций по поддержанию мотивационной доминанты для обеспечения процессов улучшения зрения. Поэтому основополагающим условием достижения полезного результата были интеграция и адаптация теоретических заключений отечественных классиков науки главным образом о доминанте, а также целеполагании, переучивании нервных центров разных уровней, системном регу-

лировании функций и т.д. к претворению в жизнь конкретных практических задач дидактического и лечебно-профилактического характера. Есть в литературе мнение о том, что доминантное состояние мозга способствует облегчению усвоения материала в ходе обучения. В целом авторы настоящего исследования усматривают уникальную возможность с помощью использования мотивационной доминанты целенаправленно саморегулировать вектор собственного развития и реализации.

В настоящей работе мы апробировали со студентами ранее разработанные нами общую методологию и конкретные методические подходы [6, 7], а конкретно — «Комплекс мероприятий и упражнений для повышения остроты зрения у людей» [11], в который включен самоконтроль режима работы на близких расстояниях (при чтении, вышивании, создании рукописей, в том числе работа с любой оргтехникой и т.д.). Кроме этого, необходим сформированный внутренний посыл к выполнению тренировок для повышения остроты зрения и поддержания ее на достигнутом уровне; при этом требуется наличие субъективного желания человека организовать самоконтроль остроты собственного зрения.

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. — 448 с.

2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / В кн.: Принципы системной организации функций. — М.: Наука, 1973. — С. 5-61.

3. Анохин П.К. Проблема центра и периферии в современной физиологии нервной деятельности / В кн.: Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности. — Горький, 1935. — С. 9-70.

4. Могилев Л.Н. Механизмы пространственного зрения. — Л.: Наука, 1982. — 111 с.

5. Рабичев И.Э., Котов А.В., Дорофеев К.Д. Иллюзия подвижных фрагментов зритель-

ного образа подвижных картин // Наука и Образование. — 2016. — № 3. — С. 87-91.

6. Рабичев И.Э., Котов А.В., Новиков А.П. Трансформация мотивационных составляющих при реализации программ коррекции нарушений бинокулярного зрения у детей и подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2016. — Т. 9.

7. Рабичев И.Э., Котов А.В., Смирнова О.А. Мотивационно зависимый феномен зрительного восприятия стереообразов геометрических фигур // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2014. — Т. 7.

8. Рабичев И.Э., Котов А.В. «Мнимый зрительный образ» как информационный эквивалент объектов внешней среды / Глава IX в кн: Информационные модели функциональных систем. Под общ. ред. проф. К.В. Судакова и проф. А.А. Гусарова. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2004. — 304 с.

9. Рабичев И.Э., Котов А.В. Зрительные иллюзии и виртуальные зрительные образы: сравнительные аспекты // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2013. -Т. 6. — № 2. — С. 94-98.

10. Рабичев И.Э., Котов А.В. Концепция сенсо-моторной и мотивационной интеграции в механизмах бинокулярного зрения // Наука и Образование. — 2012. — № 2(66). — С. 97-102.

11. Рабичев И.Э., Котов А.В., Поляков А.Р. Формирование специфической мотивации и обучение методам функциональной коррекции остроты зрения у школьников // Наука и Образование. — 2014. — № 3. — С. 100-103.

12. Смит К.Ю. Биология сенсорных систем. Пер. с англ. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 672 с.

13. Ухтомский А.А. Доминанта. — М.: Наука, 1966. — 273 с.; СПб.: Питер, 2002. — 448 с.

14. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. В 5 т.

— Л.: Издательство ЛГУ, 1954. — Т. 4. — 231 с.

15. Физиология зрения / М.А. Островский, В.И. Говардовский, Ф.Г. Грибакин и др. Под ред. А.Л. Вызова. — М.: Наука, 1992. -704 с.

16. Хрестоматия по физиологии сенсорных систем: учеб. пособие / Ред.-сост. Черноризов А.М. — М.: Рос. психол. о-во, 1999. — 388 с.

17. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. Пер. с англ. -М.: Мир, 1990. — 239 с.

18. Hubel D.H., Wiesel T.N. Brain and visual perception. The story of a 25-year collaboration. — New York: Oxford University press, 2005. — 729 p.

19. Parker A.J., Betina Ip Ifan. Stereoscopic vision. Reference Module in Neuroscience and Biobehavioral Psychology. — Elsevier, 2017. doi: 10.1016/B978-0-12-809324-5.02958-8.

20. Rosas H. Perception and Reality in Stereo Vision: Technological Applications / In Advances in Stereo Vision. José R.A. Torreâo (Ed.). — InTech, 2011. — P. 89-102. DOI: 10.5772/22380.

21. Russ J.C., Neal F.B. The Image Processing Handbook. 7th edition. — CRC Press, Inc. Boca Raton, FL, USA, 2015. — 1053 p.

22. Steinman S.B., Steinman B.A., Garzia R.Ph. Foundations of Binocular Vision. A Clinical perspective. — New York: McGraw-Hill, 2000.

23. Zhang S. (Ed.). Handbook of 3D Machine Vision: Optical Metrology and imaging. 1st ed.

— CRC Press, Taylor & Francis Group, LLC, 2013. — 414 p.

1. Anokhin PK. Ocherki po fiziologii funktsion-al'nykh sistem. Moscow: Meditsina, 1975: 448 (in Russian).

2. Anokhin PK. Printsipial'nyye voprosy ob-shchey teorii funktsional'nykh sistem. V kn: Printsipy sistemnoy organizatsii funktsiy. Moscow: Nauka, 1973: 5-61 (in Russian).

3. Anokhin PK. Problema tsentra i periferii v sovremennoy fiziologii nervnoy deyatel'nosti. V kn: Problema tsentra i periferii v fiziologii nervnoy deyatel'nosti. Gor'kiy, 1935: 9-70 (in Russian).

4. Mogilev LN. Mekhanizmy prostranstvennogo zreniya. Leningrad: Nauka 1982: 111 (in Russian).

5. Rabichev IE, Kotov AV, Dorofeyev KD. Illyuz-iya podvizhnykh fragmentov zritel'nogo obra-za podvizhnykh kartin. Nauka i Obrazovaniye 2016; 3:87-91 (in Russian).

6. Rabichev IE, Kotov AV, Novikov AP. Transfor-matsiya motivatsionnykh sostavlyayushchikh pri realizatsii programm korrektsii narusheniy binokulyarnogo zreniya u detey i podrostkov. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psik-hologiya 2016; 9(3):27-31 (in Russian).

7. Rabichev IE, Kotov AV, Smirnova OA. Mo-tivatsionno zavisimyy fenomen zritel'nogo vospriyatiya stereoobrazov geometricheskikh figur. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya 2014; 7(3):52-57 (in Russian).

8. Rabichev IE, Kotov AV. «Mnimyy zritel'nyy obraz» kak informatsionnyy ekvivalent ob»yektov vneshney sredy. Glava IX v kn: Informatsionnyye modeli funktsional'nykh sistem. Pod obshch red prof KV Sudakova i

prof AA Gusarova. Moscow: Fond «Novoye tysyacheletiye», 2004: 304 (in Russian).

9. Rabichev IE, Kotov AV. Zritel'nyye illyuzii i virtual'nyye zritel'nyye obrazy: sravnitel'nyye aspekty. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya 2013; 6(2):94-98 (in Russian).

10. Rabichev IE, Kotov A.V. Kontseptsiya senso-motornoy i motivatsionnoy integratsii v mekh-anizmakh binokulyarnogo zreniya // Nauka i Obrazovaniye 2012; 2(66):97-102 (in Russian).

11. Rabichev IE, Kotov AV, Polyakov AR. Formirovaniye spetsificheskoy motivatsii i obucheniye metodam funktsional'noy kor-rektsii ostroty zreniya u shkol'nikov. Nauka i Obrazovaniye 2014; 3:100-103 (in Russian).

12. Smit KYu. Biologiya sensornykh sistem. Per. s angl. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2005: 672 (in Russian).

13. Ukhtomskiy AA. Dominanta. Moscow: Nauka, 1966: 273; St. Petersburg: Piter, 2002: 448. (in Russian).

14. Ukhtomskiy AA. Sobraniye sochineniy. V 5 t. Leningrad: Izd-vo LGU, 1954. T 4: 231 (in Russian).

15. Fiziologiya zreniya. MA Ostrovskiy, VI Govar-dovskiy, FG Gribakin i dr; Pod red AL Vyzova. Moscow: Nauka, 1992: 704 (in Russian).

16. Khrestomatiya po fiziologii sensornykh sistem: ucheb. posobiye. Red-sost Chernorizov AM. Moscow: Ros psikhol o-vo, 1999: 388 (in Russian).

17. KH'yubel D. Glaz, mozg, zreniye. Per s angl. Moscow: Mir, 1990: 239. (in Russian).

18. Hubel DH, Wiesel TN. Brain and visual perception. The story of a 25-year collaboration. New York: Oxford University press, 2005: 729.

19. Parker AJ, Betina Ip Ifan. Stereoscopic vision. Reference Module in Neuroscience and Biobehavioral Psychology. Elsevier, 2017. doi: 10.1016/B978-0-12-809324-5.02958-8.

20. Rosas H. Perception and Reality in Stereo Vision: Technological Applications. In Advances in Stereo Vision. José RA Torreäo (Ed). InTech, 2011: 89-102. DOI: 10.5772/22380.

21. Russ JC, Neal FB. The Image Processing Handbook. 7th Edition. CRC Press, Inc. Boca Raton, FL, USA, 2015: 1053.

22. Steinman SB, Steinman BA, Garzia RPh. Foundations of Binocular Vision. A Clinical perspective. New York: McGraw-Hill, 2000: 368.

23. Zhang S (Ed). Handbook of 3D Machine Vision: Optical Metrology and imaging. 1st ed. CRC Press, Taylor & Francis Group, LLC, 2013: 414 p.

THE DOMINANT MOTIVATING FACTOR AND ITS ROLE IN THE SELF-CONTROL OF QUALITY OF VISUAL FUNCTIONS IN STUDENTS

I.E. RABICHEV1, T.B. MALYKH2, A.V. KOTOV3, A.M. ARTYUKH1

1 Moscow State Pedagogical University, 2 Psychological Institute of RAE, 3 P.K. Anokhin Scientific Research Institute of Normal Physiology, Moscow

The goal of the study was to develop a system of measures aimed at maintaining, improving and maintaining at a new level the quality of visual functions, determined by indicators of visual acuity and stereo vision. Under supervision were 100 people (69 women and 31 men) from among students with normal visual acuity, as well as with reduced visual acuity with the presence of myopia and without it. For correctional work, pedagogical, psychological and psychophysiological approaches were used in the author's modification and adaptation. An essential point in the applied methodology was the formation of a virtual visual image under the influence of dominant motivation. As a result of the study, 38 students from the total number (52) of students using our methodology increased visual acuity in 2-3 minutes and got up to a higher level in visual acuity (that is, they moved from one group of visual acuity to another). Consequently, the effectiveness of increasing visual acuity was 73.08%. 14 people (26.92%) did not increase their visual acuity, and therefore the reasons for the lack of a positive result will be further analyzed.

Keywords: motivational dominant, visual acuity, pedagogy, psychology, psychophysiology.

Что необходимо использовать при зрительном самоконтроле

Из этой статьи вы узнаете, как развить один из навыков успешных людей — навык управления желаниями и эмоциями. Также здесь вы найдёте полезные упражнения, которые помогут вам повысить самоконтроль.

Что такое система самоконтроля и для чего она нужна

Самоконтроль — это способность человека регулировать своё импульсивное поведение.

Не путайте самоконтроль с самоподавлением, когда чувства скрываются или игнорируются. Подавление эмоций приводит к раздражительности, тревожности и ухудшает продуктивность.

Самоконтроль предполагает осознанное управление эмоциями. Например, человека обрызгали на дороге, он разозлился, но не пытается делать вид, что «всё нормально», а переключает внимание на решение проблемы.

Самоконтроль необходим для успешной учёбы. Он помогает достигать целей и эффективно выполнять ежедневные рутинные задачи. Именно самоконтроль позволит остаться дома и готовиться к экзаменам, когда друзья позвали в кино.

Правила самоконтроля

Внутренний самоконтроль влияет практически на все сферы жизни, поэтому очень важно развить у себя это качество. Вот несколько правил, которые вам помогут:

  • Введите режим дня — это поможет вам больше успевать, быть дисциплинированным и не делать всё в последний момент.
  • Поработайте над своими привычками. К этому пункту относятся все привычки, которые так или иначе мешают вашей продуктивности: нерациональное питание, поздний отход ко сну, отсутствие спорта и так далее.
  • Чаще выходите из зоны комфорта. Посещайте интересные места, пробуйте новое, преодолевайте свои страхи.
  • Больше читайте. Приучите себя читать несколько страниц в день, и уже через месяц вы увидите первые положительные результаты.
  • Занимайтесь спортом. Регулярные нагрузки тренируют не только тело, но и дух, помогают стать более выносливым и стрессоустойчивым.

Как повысить уровень самоконтроля

Техника самоконтроля предполагает наличие двух навыков: распознания эмоций и их контроля. Для эффективного обучения самоконтролю тренировать эти навыки следует по отдельности.

Идентификация эмоций

Тренируйте понимать, что именно вы чувствуете, какие эмоции вами овладевают в той или иной ситуации. Вот пара советов для начала:

  • Изучите теорию на первых этапах обучения самоконтролю. Почитайте Пола Экмана, Кэролла Изарда и других авторов, пишущих о психологии эмоций. Простого жизненного опыта здесь недостаточно.
  • Научитесь раскладывать вторичные эмоции на первичные. Существуют два вида эмоций: первичные (радость, страх, гнев, печаль, отвращение, удивление) и вторичные (комбинации базовых). Чаще всего человек испытывает именно вторичные эмоции, поэтому важно их распознавать и анализировать.

Как повысить уровень самоконтроля

Упражнение «Дневник самоконтроля»

Заведите бумажный или электронный блокнот и записывайте туда чувства, которые выводят вас из равновесия (и хорошие, и плохие). Как называются эти эмоции? Каково их физиологическое проявление? Какие мысли и действия они побуждают?

Собрав «коллекцию» эмоциональных проявлений, вы сможете разработать стратегии поведения на будущее и научиться самоконтролю.

Контроль эмоций

В ситуации, когда эмоции берут верх над вами, необходимо снизить эмоциональный накал или переключиться на другие эмоции. Здесь могут помочь следующие приёмы:

  • Дистанция. Прогуляйтесь, уйдите в другую комнату или сходите в гости. Расстояние отлично нивелирует негативные импульсы.
  • Спорт. Несколько отжиманий или подтягиваний снизят накал страстей, а чтобы полностью привести мысли в порядок, проведите полноценную тренировку.
  • Визуализация приятных воспоминаний. Представьте какой-нибудь положительный опыт как можно ярче и со всеми подробностями, сфокусируйтесь на нём.

Контроль эмоций

Упражнение «Не плакать / Не смеяться»

Найдите фильм или видео, вызывающий у вас бурные эмоции. Что-то, что неизбежно вызывает у вас смех или слёзы. Включите ролик и постарайтесь в этот раз обуздать свои чувства. Воспользуйтесь вышеописанными техниками самоконтроля. Например, подумайте о другом или поставьте на паузу и пройдитесь по комнате. Также можно достать дневник самоконтроля и проанализировать свои ощущения.

Выводы

Развитие самоконтроля — путь к успешной реализации во всех сферах жизни. Самоконтроль помогает сохранять спокойствие даже в самых сложных ситуациях и управлять своими эмоциями, грамотно распределять приоритеты и целенаправленно идти к достижению результатов. Человек, обладающий самоконтролем, действует эффективнее и чувствует себя увереннее и сильнее.

Самоконтроль: умение держать себя в руках

Самоконтроль — это способность контролировать себя с точки зрения господства над собственными желаниями и аппетитами . Он помогает принимать правильные решения, уменьшает количество импульсивных действий и позволяет эффективно справляться с разочарованием, беспокойством, тревогой и любыми другими сильными эмоциями. Те, кто обладает самоконтролем, могут сдерживать свои желания, чтобы убедиться, что они не чрезмерны. Другими словами, такой человек чаще делает правильные вещи и выбор, чтобы оставаться успешным, здоровым и счастливым.

Самоконтроль заключается в использовании разума для управления инстинктами

Навык самоконтроля — комплексный, то есть состоит из ряда умений, которые в итоге и помогают быть у руля в любой ситуации и собственной жизни. Все эти умения — элементы эмоционального интеллекта, которые связаны с тем, насколько хорошо вы управляете своими мыслями и действиями . Существует два вида самоконтроля:

Поведенческий самоконтроль предполагает действия в соответствии с вашими долгосрочными целями и глубочайшими ценностями. Например, вам может быть трудно вставать рано утром, чтобы сходить в зал, но вы делаете это, потому что хотите улучшить свое здоровье.

Эмоциональный самоконтроль касается сознательной работы над поддержанием позитивного мировоззрения при преодолении трудностей. Может положительно повлиять на межличностные отношения, поскольку вы становитесь более надежным, чутким и внимательным по отношению к другим.

Ключевые навыки самоконтроля

Саморегулирование — означает, что вы можете сохранять спокойствие и рациональность в большинстве ситуаций и при необходимости проявлять дисциплину. Люди с саморегулированием склонны думать прежде, чем действовать, потому что они лучше осведомлены о том, как они реагируют или что чувствуют в большинстве ситуаций, и как это влияет на других.

Надежность — отражает то, насколько хорошо вы выполняете взятые на себя обязательства, помогаете другим и можете следовать существующим нормам и правилам. Надежные люди соглашаются выполнить задачу или помочь другому человеку только тогда, когда уверены, что точно смогут выполнить обещанное.

Адаптивность — способность адаптировать свои реакции и эмоции к различным ситуациям означает, что вы способны справиться с изменениями. Этот навык самоконтроля также может сделать вас более гибким, когда дело доходит до различных точек зрения и мнений, и помогает рассматривать проблемы с разных сторон.

Оптимизм — тренировка ума и эмоций обычно требует оптимистичного отношения. Если вы хороши в самоконтроле, вы, вероятно, рассматриваете проблемы как возможность учиться и совершенствоваться. Постоянный поиск положительных моментов позволяет регулярно улучшать свое поведение, сохраняя при этом сосредоточенность и мотивацию.

Три главных черты

Также можно сказать, что для людей с развитым самоконтролем характерны три ключевые черты:

Самосохранение — у них здоровое отношение ко всему происходящему и окружающему, они сосредоточены на том, что им нужно для качественной жизни, а не на том, чего они хотят, иногда вопреки. Они используют все, что нужно, чтобы обогатить свою жизнь, но не переусердствуют и никоим образом не пытаются эксплуатировать других.

Самоутверждение — они знают себе цену и могут свободно говорить то, что думают, но таким образом, чтобы это позволяло говорить и другим. Они тверды, но аккуратны с другими и не унижают ни себя, ни других.

Самореализация — путь к самореализации тесно связан с устойчивостью. Люди с самоконтролем способны понять, что важно продолжать выполнять трудное дело, если вы планируете в нем развиваться.

Как улучшить свои способности к самоконтролю

Самоконтроль требует приверженности и саморефлексии — это продолжающийся процесс, так как необходимо регулярно отслеживать свои мысли и действия, согласовывать их с целями и вносить изменения, где это необходимо . Вот несколько шагов для развития способностей к самоконтролю:

Ставьте достижимые цели. Изменение старых привычек и распорядка может оказаться сложной задачей, но вы можете упростить этот процесс, установив легко достижимые цели. Например, если вам трудно вставать рано утром, сначала просыпайтесь всего на 10 минут раньше, постепенно увеличивая время и незаметно меняя привычки.

Согласуйте свои цели со своими ценностями. Вы можете быть более мотивированы и настроены на контроль своих эмоций и действий, если сосредоточитесь на том, что для вас важно. Например, если вы цените профессиональную сеть, которую строите, вы можете попытаться укрепить свои отношения с коллегами, познакомившись с ними на более личном уровне и участвуя в командных мероприятиях.

Будьте добры к себе. Один из наиболее важных аспектов саморегуляции — тренировка ума в сторону большей позитивности. Вы можете стимулировать позитивность, если будете праздновать достижение целей и внедрите систему личного вознаграждения. Вознаграждение может зависеть от того, насколько велико или мало ваше достижение, например, сделать небольшой перерыв после долгой работы над задачей или побаловать себя хорошим ужином после завершения важного проекта. Так вы со временем сформируете более положительное представление о себе, что в целом может развить более позитивное отношение к миру.

Возьмите на себя ответственность. Вы сможете лучше контролировать свои действия, если возьмете на себя ответственность за поставленные цели. Если вы планируете завершить сложную задачу к концу недели, вы можете разработать стратегию разделения этой большой задачи на более мелкие, более управляемые задания, которые будут выполняться в течение недели. Вы также можете попросить коллегу стать партнером по подотчетности — кем-то, кто будет ежедневно проверять ваш прогресс.

Навыки самоконтроля на рабочем месте

Улучшение навыков самоконтроля может положительно повлиять на производительность и другие аспекты работы, в том числе:

Коммуникацию — когда вы практикуете саморегулирование на рабочем месте, вы можете улучшить свою способность активно слушать и понимать, о чем вас просят. Вы также будете более склонны думать прежде, чем говорить или действовать.

Разрешение конфликтов — вы сможете хорошо справляться с конфликтами, потому что будете способны учитывать разные мнения и лучше сопереживать коллегам и другим людям, с которыми взаимодействуете на рабочем месте. Вы скорее обратитесь к причине конфликта напрямую и не позволите эмоциям управлять своими реакциями.

Поиск перспективы — самоконтроль позволяет сохранять спокойствие в сложных ситуациях и реагировать на них более эффективно. Вы также сможете лучше сосредоточиться на конечной цели.

Решение проблем — у вас будет больше шансов хорошо решать возникающие проблемы, потому что вы будете рассматривать множество логических вариантов и адаптироваться, когда предлагаются новые решения.

Управление временем — когда вы практикуете самоконтроль, вы можете улучшить тайм-менеджмент на рабочем месте, взяв на себя ответственность за соблюдение сроков. Вы также можете улучшить репутацию и восприниматься как надежный сотрудник, потому что с большей вероятностью будете приходить на встречи вовремя и хорошо подготовленными.

В век мгновенного удовлетворения самоконтроль, возможно, — необычное и недооцененное качество, но, тем не менее, к нему стоит стремиться. Вы поймете, что вам нужно проявить самоконтроль, когда почувствуете непреодолимое желание сделать что-то приятное, что, как вы знаете, вредно для вас; или же отвращение к идее сделать что-то, что, как вы знаете, будет вам полезно.

По сути, самоконтроль позволяет нам наслаждаться хорошими вещами в жизни в умеренных количествах, не желая слишком многого и зная, когда уже достаточно .

Важно также понимать, что самоконтроль — это не полное воздержание, а поиск правильного баланса. Отказать себе в том, что вам нужно, так же плохо, как чрезмерно увлечься потаканием своим желаниям. Вы можете найти правильный баланс, обдумывая свои желания и размышляя о том, как будут выглядеть «слишком мало», «слишком много» и «правильно». Как только вы осознаете эти меры, вы сможете стремиться к «правильному» и встанете на путь развития самоконтроля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *