Сапфировое стекло на камере iPhone 14 не твёрже обычного. Новинка Apple прошла испытания на прочность и не только
Известный блогер JerryRigEverything добрался до новенького iPhone 14, чтобы подвергнуть его своему стандартному набору испытаний. В прошлые годы блогер тестировал только старшие модели, так что теперь мы увидим, насколько прочна младшая.
Смартфон без труда прошёл самое важное и полезное на практике испытание на прочность, но тут стоит отметить ещё одну деталь, хотя она и не нова.
Как можно видеть в ролике, стекло, прикрывающее камеру, царапается материалом с твёрдостью 6 по шкале Мооса, при этом Apple говорит об использовании сапфирового стекла, которое должно царапаться материалами с твёрдостью не ниже 9. Получается, Apple врёт?
Начнём с того, что такая же ситуация была и с прошлогодними iPhone, и не только с ними. К примеру, этой же особенностью отличался и Xiaomi Mi 9. Во всех этих случаях прибор Diamond Selector, если его использовали, реагировал на такие стёкла, а он, если опустить детали, реагирует на оксид алюминия, коим как раз сапфир и является. Тот факт, что в итоге стекло оказывается намного менее твёрдым, вероятно, указывает на наличие большого числа примесей. Таким образом, хоть это и не новость сама по себе, отметим, что в iPhone 14 в этом вопросе ничего не поменялось, и со стеклом камеры нужно обращаться так же осторожно, как и с прикрывающим экран.
Какие камеры у iPhone 13: диафрагма, матрица, фишки
Самое долгожданное обновление в новых iPhone 13 — это параметры камер. Фотографы и видеографы с нетерпением ждут публикации технических характеристик, которые получают новые камеры айфона.
Насколько камеры iPhone 13 действительно хороши? И чем отличаются четыре новых модели между собой? Какие у iPhone 13 диафрагма, мегапиксели, размер матрицы и другие показатели? Давайте разбираться вместе.
Две системы
В 13-м поколении используется две разных системы камер. У iPhone 13 Mini и iPhone 13 — одинаковая система из широкоугольной (основной) и сверхширокоугольной камеры. А в iPhone 13 Pro и iPhone 13 Pro Max камеры три: широкоугольная (основная), сверхширокоугольная и телефото.
При этом от Pro и Pro Max полностью обновили модули, тогда как iPhone 13 и Mini позаимствовали камеры у 12-го поколения.
iPhone 13 Mini и iPhone 13
В iPhone 13 Mini и iPhone 13, как и в прошлом году, по две камеры:
- широкоугольная 12 Мп, 26mm экв.* f/1.6;
- сверхширокоугольная 12 Мп, 13mm экв. f/2.4.
* «Эквивалентное фокусное расстояние» позволяет сравнивать между собой объективы, использующиеся в паре с матрицами разного размера. Показывает, какое фокусное расстояние будет иметь объектив с таким же углом обзора на полнокадровой (или плёночной) фотокамере.
Напомним, что iPhone 12 не получили увеличения матрицы по сравнению с 11 моделью, кроме старшей и самой «крупнокалиберной» модели 12 Pro Max. А размер матрицы и максимальная диафрагма объектива — основные характеристики, которые определяют качество картинки, поскольку динамический диапазон и возможности съёмки при слабом освещении тесно связаны с тем, сколько света может «захватить» ваша камера.
Ниже мы приводим таблицу с основными характеристиками обеих камер iPhone 13 и 13 Mini по сравнению с прошлогодним 12 и 12 Mini.
Объектив | Размер пикселя | Размер матрицы | Стабилизация | Фокус | |
iPhone 13 и 13 Mini; Широкоугольная (основная) | 26мм экв.; f/1.6 | 1,7 мкм | 35,2мм2; (1/1.9″) | Смещением матрицы | Автофокус Dual-pixel |
iPhone 12; Широкоугольная (основная) | 26мм экв.; f/1.6 | 1,4мкм | 23,9мм2; (1/2.55″) | Оптическая | Автофокус Dual-pixel |
iPhone 13 и 13 Mini / iPhone 12; Сверхширокоугольная | 13мм экв.; f/2.4 | 1,0 мкм | 12,2мм2; (1/3.4″) | Нет | Фиксированный фокус |
Как и прошлогодний iPhone 12 Pro Max, iPhone 13 и 13 Mini захватывают на 47% больше света, чем iPhone 12 и 12 Pro, благодаря тому, что их матрица имеет площадь поверхности на 47% больше (пиксели размером 1,7 мкм против 1,4 мкм).
Кроме того, 13 и 13 Mini получили продвинутую систему стабилизации с помощью смещения матрицы — также от 12 Pro Max. Это поможет делать снимки с более длинной выдержкой для работы в плохом освещении и уменьшения «шевелёнки», а также получать более плавное видео.
Сверхширокоугольные камеры остались без изменения, и на них по-прежнему отсутствует система автофокуса.
Кроме камер важным обновлением стало улучшение экрана (касается всех четырёх моделей). Это особенно полезно, когда речь идёт о просмотре HDR фотографий и видео (с высоким динамическим диапазоном), которые могут снимать айфоны.
Экран стал на 28% ярче и достигает яркости в 800 нит для стандартного (SDR) контента, а для HDR — до 1200 нит. Максимальная яркость теперь может поддерживаться в течение более длительных периодов времени. А ещё дисплеи получили керамическую защиту, которая должна продлить срок службы устройств.
iPhone 13 Pro и iPhone 13 Pro Max
В этом году, если вы ищете айфон с лучшей камерой, вам не придется выбирать между обычной Pro и большой Pro Max моделью. И 13 Pro, и 13 Pro Max оснащены одинаковыми матрицами, объективами, системой стабилизации и набором функций. Три камеры новых Pro охватывают 6-кратный диапазон фокусных расстояний:
- телефото 12Мп, 77mm f/2.8;
- сверхширокоугольный 12Мп, 13mm f/1.8;
- широкоугольный (основной) 12Мп, 26mm f/1.5.
Основная широкоугольная камера
Вот как отличается новая камера iPhone 13 Pro и Pro Max от прошлогодних iPhone 12 Pro и Pro Max:
Объектив | Размер пикселя | Размер матрицы | Стабилизация | Фокус | |
iPhone 13 Pro / Max | 26mm экв.; f/1.5 | 1,9 мкм | 44 мм2; (1/1.65″) | Смещением матрицы + оптическая | Автофокус Dual-pixel |
iPhone 12 Pro | 26mm экв.; f/1.6 | 1,4 мкм | 23,9 мм2; (1/2.55″) | Оптическая | Автофокус Dual-pixel |
iPhone 12 Pro Max / iPhone 13 и 13 Mini | 26mm экв.; f/1.6 | 1,7 мкм | 35,2 мм2; (1/1.9″) | Смещением матрицы | Автофокус Dual-pixel |
Пиксели размером 1,9 мкм и 1/1.65-дюймовая матрица основной камеры в 13 Pro и Pro Max позволяют получить площадь поверхности в 44 мм2, с помощью которой можно захватить на 84% больше света по сравнению с 1/2.55-дюймовой матрицей в 12 Pro, и на 25% больше по сравнению с 1/1.9-дюймовой матрицей 12 Pro Max (и, соответственно, матрицами 13 и 13 Mini). Максимальная диафрагма объектива возросла с f/1.6 до f/1.5, благодаря чему может захватить на 14% больше света.
Такая комбинация объектива и матрицы также позволяет получить небольшое размытие фона оптически без использования Портретного режима, который создает боке программными методами.
Новинки лучше работают в плохом освещении: на 1 EV (характеристика освещенности объекта — изменение EV на единицу эквивалентно изменению освещенности в два раза) по сравнению с 12 Pro, и на 0,5 EV по сравнению с 12 Pro Max (а также 13 и 13 Mini).
Всё это благодаря тому, что комбинация более крупной матрицы и светосильного объектива позволяет основной камере захватить на 100% и 40% больше света по сравнению с 12 Pro и 12 Pro Max / 13 соответственно. Благодаря этому возрастает и качество видео.
Сочетание двух систем стабилизации — сдвигом матрицы и оптической — по сравнению с одной оптической в прошлогодних моделях помогает в съёмке на более длинных выдержках и, соответственно, улучшает Ночной режим и стабильность видеосъёмки.
Сверхширокоугольная камера
Апгрейд получила и сверхширокоугольная камера — теперь у неё более светосильный объектив f/1.8 (f/2.4 в прошлогодних моделях), также на ней появилась система автофокуса. Камера захватывает на 78% (0,83 EV) больше света, что должно помочь маленькой 1/3.4-дюймовой матрице справляться со сложным освещением.
Добавление автофокуса помогает объективу фокусироваться на расстоянии до 2 см, что делает этот объектив неплохим вариантом для макрофотографии.
Кроме того, по словам Apple, матрица сверхширокоугольника iPhone 13 Pro / Max стала «более быстрой», что скорее всего означает более быстрое считывание. А это дает сразу несколько бонусов: меньше артефактов (искажения формы от эффекта роллинг шаттера и «полосатости» под искусственным освещением) и улучшение электронной стабилизации в видео.
Объектив | Размер пикселя | Размер матрицы | Стабилизация | Фокус | |
iPhone 13 Pro / Max | 13мм экв.; f/1.8 | 1,0мкм | 12,2мм2; (1/3.4″) | Нет | Автофокус с фазовой детекцией |
iPhone 12 / Pro / Max / iPhone 13 и 13 Mini | 13мм экв.; f/2.4 | 1,0мкм | 12,2мм2; (1/3.4″) | Нет | Фиксированный фокус |
Телефото камера
Телефото (длиннофокусная) камера получила улучшения сразу по нескольким фронтам: во-первых, 77mm эквивалентное фокусное расстояние означает, что у камеры теперь есть 3-кратный зум. В прошлогодней 12 Pro Max увеличение было 2,5-кратное (65mm на телефото объективе), а в 12 Pro оно было 2-кратным (52mm экв.).
Такое увеличенное зумирование позволяет «добраться» до более удаленных объектов, а также лучше отделять объекты от фона. Однако увеличение зума привело к снижению светосилы объектива: в 12 Pro и 12 Pro Max максимальная диафрагма составляла f/2.0 и f/2.2 соответственно, тогда как в 13 Pro/Max она f/2.8. Так что ожидать серьёзного боке от телефото объектива без Портретного режима не стоит.
Снижение светосилы связано с тем, что для более длиннофокусного объектива физически нужно больше места. А чтобы сохранить его светосилу, понадобилось бы ещё больше места — поместить такой «бочонок» в смартфон пока не получается.
Объектив | Размер пикселя | Размер матрицы | Стабилизация | Фокус | |
iPhone 13 Pro / Max | 77mm экв.; f/2.8 | 1.0мкм | 12,2мм2; (1/3.4″) | Оптическая | Автофокус с фазовой детекцией |
iPhone 12 Pro Max | 65mm экв.; f/2.2 | 1.0мкм | 12,2мм2; (1/3.4″) | Оптическая | Автофокус с фазовой детекцией |
iPhone 12 Pro | 52mm экв.; f/2.0 | 1.0мкм | 12,2мм2; (1/3.4″) | Оптическая | Автофокус с фазовой детекцией |
Интересным дополнением стало появление Ночного режима для длиннофокусной съёмки. В прошлом году iPhone 12 добавили Ночной режим в сверхширокоугольную камеру, а в этом году он наконец-то стал доступен на всех трёх модулях.
Это должно намного улучшить качество длиннофокусных снимков в слабом освещении, которые не приспособлены к работе в нём из-за маленькой матрицы и сравнительно небольшой светосилы.
Фотостили
На всех новых айфонах появилась новая фишка — Фотографические стили (Photographic styles). С помощью этой функции вы можете настроить вид фотографий, кастомизировав отдельные параметры на свой вкус, а камера будет делать все фотографии в соответствии с вашими настройками.
Но это не просто обычный фильтр, который применяется к уже готовым снимкам. Вместо этого используется специальный алгоритм обработки и совмещения нескольких кадров (мультиэкспозиция) для создания одного снимка с локальными изменениями для разных слоёв.
Вы сможете выбрать «Насыщенный контраст», «Яркий», «Тёплый» или «Холодный», плюс дополнительно отрегулировать параметры «Тон» и «Теплота». Тонкая настройка позволяет выбрать, например, «Холодный» стиль и при этом сохранить тёплые тона кожи.
Вся обработка происходит в реальном времени, так что, то, как будет выглядеть итоговая фотография, вы будете видеть на экране во время самой съёмки, а не после того, как сделали кадр.
Видео
Главная фишка новых моделей в плане видео — Кинематографический режим (Cinematic mode). Он доступен для всей линейки. Он напоминает Портретный режим в фотографии, но применяется к видео — объект автоматически выделяется из окружения, а фон мягко размывается.
Смартфоны не могут создавать выраженное боке физически — это одна из причин, почему многие по-прежнему предпочитают для съёмки видео использовать дешёвые традиционные камеры.
Но, честно говоря, у Apple получилось не все. Камера создает вполне натуральное боке на заднем и переднем плане, смена фокусировки тоже получается довольно плавно. Но, если вы снимаете на открытой диафрагме (низкое f-число, сильное размытие), переходы от расфокусированной области к объекту в фокусе зачастую получаются с браком. Части вашего объекта могут находиться не в фокусе, что становится особенно заметным, когда объект в кадре двигается.
К счастью, с этой проблемой можно справиться, прикрыв диафрагму — выбрав более высокое f-число. Фон тогда станет менее размытым, но и косяки с выделением объекта из фона станут намного менее заметными. Что очень удобно, вы можете настроить этот параметр уже после того, как сняли видео. Кинематографический режим доступен только на 1080p 30к/с.
Пример съемки в стандартном и кинематографическом режиме. Источник: Youtube-канал andrewtkearns
Надо отметить, что для сторис в Instagram или TikTok, качества Кинематографического режима будет достаточно, а мелкие недочёты будут не особенно заметны.
С другой стороны, небольшого размытия заднего фона в видео можно добиться, и просто снимая на основную камеру 13 Pro и Max благодаря более светосильному объективу и крупной матрице. Конечно, размытие будет не таким выраженным, но зато вы сможете снимать в 4К.
В целом же качество видео у этой камеры просто отличное — пожалуй, на данный момент это лучшее качество видео среди всех смартфонов. У iPhone 13 (Mini) видео чуть послабее (на уровне прошлогоднего флагмана), но и оно очень хорошее. Плюс у вас есть выбор из двух (13 и Mini) или трёх (Pro и Max) объективов для видеосъёмки.
Особенно классно смотрится HDR-видео — у него отличный динамический диапазон и яркие краски.
Итоги
Все новые iPhone получили прекрасные камеры и несколько крутых фишек, которые делают их классными и удобными девайсами для фото- и видеосъёмки.
iPhone 13 и 13 Mini теперь оснащены основной камерой от прошлогоднего флагмана 12 Pro Max: большая матрица и продвинутый автофокус позволяют добиться впечатляющих результатов, в том числе в неидеальном освещении.
Но если вы хотите самую лучшую камеру, вам нужно обратить внимание на модели Pro и Pro Max. Основная камера этих флагманов получила ещё более крупную матрицу и светосильный объектив с двойной системой автофокуса, с помощью которой можно делать не только очень классные фотографии, но и, пожалуй, лучшее по качеству видео среди вообще всех моделей смартфонов.
Сверхширокоугольный и телефото объективы также получили обновления. Первый стал еще более удобным для макросъёмки, а второй стал ещё более длиннофокусным (но при этом чуть более тёмным).
Новая функция Фотографических стилей позволяет быстро настраивать под себя финальный вид ваших снимков, а Кинематографический режим — получать размытый задний фон в видео (хотя и не без косяков).
В общем, выбрав любой из айфонов для мобильной съёмки, вы не ошибетесь. Но Pro и Pro Max смогут удивить даже искушённых фотолюбителей.
Из чего сделаны камеры на айфоне
А вы знали, что защитное стекло на объективах iPhone 11 из сапфирового стекла? Может поэтому он такой дорогой 🙂 Я обещала рассказать личное мнение про камеры iPhone 11, который недавно (UPD: осень 2020) купила себе.
Не буду углубляться в спецификацию iPhone 11, скажу только, что обе камеры (широкоугольная и сверхширокоугольная) по 12 МП. И на фоне других мобильных камер на 48, 64 или 108 МП айфоновские мегапиксели смотрятся «так себе». Но компания Apple никогда и не гналась за количеством мегапикселей, а качество фотографий, при этом всегда было на высоте.
Однако есть моменты, которые лично мне не понравились. Сначала о том, что нравится:
1. Как фотографирует сверхширокоугольная камера днем. Нет аберраций, качество отличное. Есть классные искажения, как я люблю. Но ночью он бесполезен.
Тест камеры iPhone 12 Pro Max профессиональным фотографом
Ключевые слова: Apple ProRAW, система трёх камер, идеальная цветопередача, идеальный дисплей, самый быстрый в мире процессор для смартфона, беспрецедентная продолжительность работы без подзарядки.
В юности я влюбился в рекламный девиз Кодака: «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем остальное». Слышалось в этой фразе что-то магическое. «Вот бы так стало на самом деле», — мечталось мне. Так и стало много лет спустя с развитием новых технологий. А в те давние времена, когда стакан газировки стоил 3 копейки, прежде чем нажать на кнопку, нужно было овладеть достаточными навыками для получения качественного снимка. Особенно это касалось съемки слайдов, потому что они не подлежали коррекции. А в цветной полиграфии применялись только слайды, и требования полиграфистов к их качеству были чрезвычайно высоки. Сейчас, когда за техническое качество отвечает компьютер камеры, а фотография переместилась в Интернет, порог входа в профессиональный цех снизился до минимума, и решающее значение имеет лишь талант автора, способного создавать интересный контент минимальными средствами. Например, при помощи смартфона.
Как раз о таком смартфоне расскажу. Это iPhone 12 Pro Max — старшая модель в линейке смартфонов 14 поколения, выпущенных компанией Apple в октябре 2020 года.
Для тех, кто интересуется iPhone 12 Pro Max, но не имеет времени на чтение, знайте, что на сегодняшний день это лучший iPhone из когда либо созданных Apple не только для фото, но и для видео. Это iPhone профессионального фотографа. Выбирайте модель с максимальным объемом накопителя (512 Гб), ниже объясню почему.
Какой он, iPhone 12 Pro Max?
Он классный: большой яркий OLED дисплей с контрастом 2 000 000:1, покрытый сверхпрочным стеклом, защищенным от царапин (за четыре месяца ношения в кармане брюк ни одной царапины), рамка корпуса из хирургической нержавеющей стали. Все кнопки на прежних местах, значит, если у вас iPhone 11 Pro Max или XS Max, то переучиваться не придется. Не удивлюсь, если iPhone 12 Pro Max станет достоянием мировых музеев дизайна, настолько он безупречен.
Для реализации передовых идей Apple требуется революционный процессор. Именно такой установлен в iPhone 12 Pro Max, о чём с гордостью сообщается на сайте Apple: «A14 Bionic — первый процессор iPhone, созданный с применением 5‑нанометровой технологии. Его передовые компоненты по размеру сопоставимы с атомами. В нём на 40% больше транзисторов, поэтому процессор работает быстрее и при этом ещё более экономно расходует заряд аккумулятора. А новый процессор обработки сигнала позволяет снимать видео в стандарте Dolby Vision — это недоступно даже профессиональным кинокамерам, не говоря уже о других смартфонах».
Но давайте поговорим о самом интересном для нас — о фотографии. Благо мне есть о чем рассказать после четырехмесячного симбиоза с этим чудесным магическим кристаллом.
Посетите страницу iPhone 12 Pro Max на сайте Apple, получите огромное эстетическое удовольствие.
Система трех камер
На задней панели iPhone 12 Pro Max установлена система из трёх 12-мегапиксельных камер: сверхширокоугольная, широкоугольная и телефото. Почему система? Потому что все три камеры принимают участие в создании снимка, независимо от того, какая из них снимает.
Главным обновлением системы стала основная широкоугольная камера:
- Площадь светочувствительной матрицы увеличили на 47% и снабдили более крупными пикселями (1,7 микрон), повысив тем самым светочувствительность.
- Установили стабилизацию на матрицу, как в профессиональных беззеркалках. В предыдущих моделях стабилизация достигалась сдвигом объектива. Стабилизация сдвигом матрицы эффективнее — матрица легче линз, поэтому перемещается быстрее и точнее, контролируя движение по вертикали и горизонтали, нивелируя тем самым как высокочастотные, так и низкочастотные помехи со скоростью до пяти тысяч микрокорректировок в секунду. Такая стабилизация сохраняет четкость даже при ночной съемке с рук с выдержкой до 2 секунд.
- Коррекция искажений объектива.
- Добавлен ночной режим.
- Матрица увеличена на 47%.
- Оптическая стабилизация изображения сдвигом матрицы.
- Поддержка Focus Pixel на всей матрице для быстрой фокусировки.
- Оптическая стабилизация изображения.
- Поддержка Focus Pixel.
Объективы всех камер защищены от царапин сапфировым стеклом.
Система трех камер оснащена сканером глубины LiDAR для приложений дополненной реальности (AR), а в применении к фото — для автофокусировки при слабом освещении и размытия фона в ночном портретном режиме. Лидар испускает поток лазерных импульсов и по скорости возвращения отраженных лучей рассчитывает структурную карту пространства.
Размер изображения, захваченного камерами — 3024×4032 пикселей, что равняется 25.6×34 см при разрешении 300 dpi. Этого хватит для печати полосной иллюстрации самого высокого качества в любом глянцевом журнале.
Наблюдая за эволюцией iPhone, вижу, что целью Apple является стирание технических границ между профессионалами и любителями, высвобождение их творческого потенциала для ответа на вопросы «что?» и «зачем?», делегируя компьютеру решение вопроса «как?».
ПрорАв – это ПрорЫв
Павел Косенко,
автор книги «Живая цифра»
Apple ProRaw — новое слово в вычислительной фотографии
Новый формат Apple ProRaw объединяет преимущества вычислительной фотографии Apple с глубоким потенциалом необработанного RAW-изображения.
Для просмотра полноразмерного изображения, кликните по нему правой кнопкой мыши и выберите команду «Открыть изображение в новой вкладке».
Apple ProRaw доступен только на iPhone 12 Pro и iPhone 12 Pro Max на всех камерах, включая фронтальную селфи-камеру). Apple ProRaw основывается на файловом формате Adobe Digital Negative (DNG), содержит информацию о 12-битном цвете и поддерживает до 14 ступеней динамического диапазона — примерно такой же у профессиональных фотокамер. Объем файла в среднем 25-30 Мб. Вот почему в начале обзора я советовал брать модель с максимальным объемом накопителя.
Если вы современный фотограф, то знаете, что такое RAW. Ведь именно этот формат вы используете в своих творческих проектах. Для непосвящённых поясню: файл Raw — это не изображение, а необработанные, несжатые данные изображения в градациях серого, захваченные светочувствительной матрицей вашей камеры. Такой файл еще называют «цифровым негативом».
Чтобы восстановить изображение из необработанных данных, специальная программа должна их прочитать и интерпретировать. Этот процесс часто называют «проявкой». По сравнению с 8-битным изображением JPEG или HEIC *, которое может содержать только до 16,8 миллионов цветов (по 256 тональных значений для красного, зеленого и синего каналов), 12-битное изображение, «проявленное» из RAW-файла может содержать до 68,7 миллиардов цветов (4096 тональных значений для каждого цветового канала). Благодаря этому мы получаем огромное пространство для маневра во время постобработки такого изображения: вы можете менять баланс белого, экспозицию, тональность и цвет снимка без ухудшения качества картинки.
* HEIC – это формат изображения, представленный Apple в обновлении iOS 11 в 2017 году. HEIC был разработан для замены формата JPG. Он меньше по размеру, но сопоставим по качеству. Файлы HEIC могут содержать несколько изображений, которые соответствуют функциональности Apple Live Photo.
Сравним результат проявки Apple ProRAW с изображением, записанным камерой в формате HEIC.
В Instagram оба снимка будут хороши. Однако если увеличить иллюстрацию на 100%, то становится заметна принципиальная разница:
- левое фото получено из Apple ProRAW в Adobe Lightroom. Здесь я изменил параметры резкости, которые были установлены Камерой при съемке: значение резкости увеличил с 50% до 70%, и уменьшил радиус с 1.4 до 0.5. Слегка осветлил кору дерева.
- С правым фото, снятым в формат HEIC, такой номер не пройдет, алгоритм сработал прекрасно, но то, что он сделал с резкостью, мне не нравится, да и со снегом что-то не то. Снег еще можно исправить, но про резкость придется забыть.
Поддержка RAW появилась в iOS 10, начиная с iPhone 6s. Однако RAW можно было получить только в сторонних приложениях, разработчикам которых был открыт доступ к спецификациям Apple. В Apple не спешили добавлять RAW в системную «Камеру». Вместо этого они сосредоточились на создании мощных технологий «вычислительной фотографии» с применением комплексного совмещения изображений на основе систем машинного обучения и искусственного интеллекта для конструирования идеальной картинки.
Благодаря этим технологиям значительно повысилось качество фото в лентах Instagram и других социальных сетей — изображениям не требуются постобработка, они прекрасно выглядят и сразу готовы для публикации. Правда, теперь это сжатые во всех смыслах 8-битные картинки, которые невозможно обработать по-своему.
До появления Apple ProRAW было лишь два сценария фотосъемки на iPhone:
- Фотографировать в JPG или HEIC на системную «Камеру» и принять результат как есть, а он почти всегда будет великолепен;
- Или снимать в формате RAW через стороннее приложение, например, Halide, затем придать ему желаемый вид в редакторе типа Lightroom, что часто занимает больше времени, чем хотелось бы.
С появлением Apple ProRAW добавился третий сценарий.
Но что это такое, насколько полезен Apple ProRAW и каких результатов от него ожидать?
Аптекарский огород, Москва, 24 марта 2021.
Оба снимка проявлены в Adobe Lightroom. Пример иллюстрирует, насколько ценной является технология комплексного совмещения изображений Apple.
- Левый снимок сделан системной Камерой в формате Apple ProRAW, обработка не применялась. Изображение содержит информацию и в тенях, и в светах, благодаря тому, что синтезировано из серии кадров, снятых с разной экспозицией. Видно, как нежно работает фирменный эппловский алгоритм шумоподавления. Телефотокамера 64 мм, f/2.2, ISO 20, 1/170 сек.
- Правый снимок сделан ProCamera в формате RAW специально для сравнения, так в этом случае отсутствует и синтез из нескольких кадров, и шумоподавление. Телефотокамера 64 мм, f/2.2, ISO 32, 1/120 сек. Изображение пришлось корректировать, так как оно оказалось очень светлым. К сожалению, не удалось восстановить цвет неба за окном оранжереи и текстуру коры в блике на стволе драцены в центре кадра.
Если коротко, Apple ProRaw — это 12-битный TIFF-файл в DNG-контейнере, синтезированный из нескольких кадров по технологии комплексного совмещения изображений Apple с применением фирменного шумоподавления и методов вычислительной фотографии Apple (Deep Fusion, Smart HDR, семантические карты).
Вот что рассказал о новом формате Блок Дешпанде, старший менеджер Apple по разработке программного обеспечения для камер: «Мы хотим предоставить еще больше контроля над снимками. Многие профессионалы любят формат RAW, но у них нет возможности комплексного совмещения изображений. Новая функция сочетает возможность съемки в RAW с нашими методами вычислительной фотографии. Это Apple ProRAW.
Это невероятная функция для профессионалов. Она предлагает преимущества многокадровой обработки изображений и вычислительной фотографии, например Deep Fusion и Smart HDR, и объединяет их с глубиной и гибкостью формата RAW. Чтобы достичь этого, мы создали новый алгоритм, который берёт действия, выполняемые центральным, графическим, процессором обработки сигналов и Neural Engine, и объединяет их в новый файл, который мы называем Deep Image, вычисленный во время съемки без запаздывания (иначе этот метод называется «стекинг» – прим. А.Б.).
Мы сделали так, чтобы все четыре камеры динамично адаптировались к разной обстановке, но чтобы ими можно было пользоваться интуитивно. Усиление резкости, баланс белого и тональная компрессия теперь записываются в виде значений, а не фиксированных параметров, представляя полный контроль за цветом, детализацией и динамическим диапазоном. Все данные сохраняются в Apple ProRAW и снимок можно обработать по-разному, сохраняя чёткие, красиво переданные детали.
Редактировать Apple ProRAW можно непосредственно в приложении „Фото“ и других профессиональных приложениях для обработки фото. Мы также создали API для сторонних приложений, позволяющие делать снимки в Apple ProRAW».
Хорошее объяснение технологии Apple ProRAW я нашел в статье "Understanding ProRAW" Бена Садовски, разработчика приложения Halide.
Halide – популярное iOS-приложение для съемки RAW. Здесь нет ничего лишнего, приложение предназначено только для съемки фото в формате RAW. В версию Halide Mark II разработчики добавили поддержку Apple ProRAW. Основным отличием Halide от системной «Камеры» является то, что в Halide можно вручную установить выдержку и чувствительность, можно переключаться между Apple ProRAW и стандартным RAW, сохранять пару ProRAW+HEIC/JPG, понизить при съемке глубину цвета до 10 бит, что вполовину уменьшит вес файла, но, как утверждает Садовски, этого все еще достаточно для эффективной постобработки. Пока что Halide не может снимать в «Ночном режиме».
«Файлы ProRAW — объясняет Садовски, — это обычные файлы DNG, которые используют некоторые малоизвестные функции из спецификаций, а также новый набор тэгов, которые Apple совместно с Adobe реализовали в новой спецификации DNG 1.6, которая была выпущена в тот же день, что и публичная бета-версия iOS 14.3.
Решение Apple использовать формат DNG означает, что, несмотря на их попытку ребрендинга технологии в качестве собственного формата RAW, ProRAW не является проприетарным или закрытым форматом. Теоретически файлы должны быть совместимы с любым другим устройством или программой, которые хотят максимально использовать новый стандарт DNG 1.6.
Используя новые теги, Apple может применять свои технологии Smart HDR и Deep Fusion к изображениям ProRAW».
По словам Садовски: «Apple ProRAW отличается от стандартного RAW тем, что в ProRAW демозаика уже выполнена средствами алгоритмов iOS, но файл по-прежнему содержит все исходные цвета и динамический диапазон сцены. В теории вы теряете гибкость в выборе конкретных алгоритмов демозаики, но на практике большинство опытных фотографов это не волнует, так как им известно, что iOS выполнит демозаику своих изображений лучше, чем любой сторонний редактор RAW. Сила Apple в единстве аппаратного и программного обеспечения, они точно знают, какую матрицу вы используете и как она ведет себя с разными значениями ISO. Теоретически они могли бы применить технологию распознавания образов как часть процесса. Например, если iOS обнаруживает ночное небо, она может выбрать подходящий для звезд алгоритм демозаики».
Напомню, что такое «демозаика». Сенсорная матрица камеры состоит из миллионов миниатюрных фотодиодов и покрыта мозаикой цветных фильтров красного, зеленого и синего цветов, сквозь которые фотоны света попадают на фотодиоды. Процесс восстановления полноцветного изображения из информации, записанной тремя цветами, называется демозайкой или дебайеризацией. Существует множество алгоритмов демозаики.
«У ProRAW есть еще один сюрприз, – продолжает Садовски, – несколько лет назад Apple начала использовать нейронные сети для обнаружения важных частей изображения, таких как глаза и волосы.
Apple использует семантические карты, например, для того, чтобы избирательно установить экспозицию для разных участков сцены.
Файлы ProRAW содержат эти карты!»
Итак, ценность Apple ProRAW в том, что полученное изображение сразу готово для использования, так же, как HEIC/JPEG, к которым применены те же вычислительные методы, но его все ещё можно откорректировать по-своему, в отличие от HEIC/JPG, и Apple ProRAW максимально облегчает для вас эту задачу, даже если вы не имеете глубоких навыков постобработки.
Для создания файла ProRAW системе требуется около 2-3 секунд, поэтому серийная съемка исключена, но вы можете продолжать снимать одиночные кадры один за другим без остановки, камера будет обрабатывать их в фоновом режиме.
Ночь светла
Чем отличается ночной снимок городской сцены, сделанный цифровым фотоаппаратом от той же сцены, снятой iPhone 12 Pro Max в «Ночном режиме»? Небо на первом будет слишком темным, а освещенные фасады домов слишком светлыми. Решить эту проблему можно только с помощью технологии HDR – поставить камеру на штатив, снять несколько кадров с брекетингом экспозиции, затем смешать их в один кадр в графическом редакторе. Снимок, сделанный на iPhone в «Ночном режиме», сразу будет похож на ночной, с сочным глубоким небом и мерцающей подсветкой фасадов. И, да, при выдержке до трех секунд штатив не понадобится, смело снимайте с рук. «Ночной режим» включается автоматически при очень слабом освещении, иногда настолько слабом, что глазами уже почти ничего не видно, камера делает серию кадров с короткой выдержкой, объединяя их для создания четкого, насыщенного снимка, подчеркивающего романтику ночи.
В iPhone 12 Pro Max «Ночной режим» есть на всех камерах, кроме телефото. Вернее так, телефотокамера всё же снимает в «Ночном режиме» до тех пор, пока яркость света не снизится ниже уровня её восприятия. Если это произойдет, знайте, что iPhone незаметно для вас снимет сцену широкоугольной камерой, а затем скадрирует изображение, как будто оно снято телефотокамерой. Качество при этом пострадает. Поэтому, старайтесь в ночи снимать более светочувствительной широкоугольной камерой, потом кадрируйте как захотите, качество будет выше.
Кстати, «Ночной режим» поддерживает Apple ProRAW, и это круто!
Благодаря сканеру LiDAR «Ночной режим» сработает и в «Портретном режиме». Формат Apple ProRAW в «Портретном режиме» недоступен.
Используя гироскоп, встроенный в iPhone 12 Pro Max, камера определит, когда устройство установлено на штатив, и увеличит выдержку для достижения ещё большей детализации снимка.
При съемке в «Ночном режиме» с рук камера автоматически установит выдержку от 1 до 3 секунд, но вы можете увеличить её вручную до 10 секунд – чем больше выдержка, тем больше кадров успевает сделать камера для синтеза высококачественного снимка. На штативе камера позволяет установить выдержку до 30 секунд.
Между светом и тенью. Smart HDR 3
Smart HDR 3 является очередной итерацией развития Apple Smart HDR. Впервые эта функция появилась в iPhone XS, iPhone XS Max и iPhone XR в 2018 году. Smart HDR включается автоматически при съемке ярко освещенных сцен, когда перепад яркостей между светами и тенями превышает динамический диапазон матрицы. Процесс получения снимка Smart HDR похож на аналогичный в традиционной фотографии – снимается 3-5 кадров с брекетингом экспозиции, затем эта стопка кадров преобразуется в единый кадр с помощью специального софта. Только в случае с iPhone, весь процесс происходит в реальном времени в момент нажатия на спуск и не требуется никакой специальный софт.
От Smart HDR предыдущего поколения новая версия отличается тем, что использует машинное обучение для распознавания сцены. В настройках камеры это называется «Обнаружение сцены». Камера анализирует сцену, находит в ней знакомые образы и настраивает цвет и тональность распознанных образов сообразно их специфике. Например, при съемке пейзажа камера поймет, где поле, лес и небо, и настроит правильную экспозицию для каждого участка сцены. Мне это чем-то напоминает процесс аналоговой печати фотографий, когда печатник перекрывает маской луч света на пути недоэкспонированных участков негатива для сохранения деталей.
Smart HDR и Обнаружение сцены можно отключить в настройках Камеры. У меня они всегда включены.
Видео для всех
Никогда не думал, что начну снимать видео. Казалось, что важно соблюдать «чистоту породы». Все-таки, фотография и кино – разные профессии. Однажды, давным давно, еще в аналоговую эпоху, работал фотографом на фильме. Помощник режиссера вручил мне видеокамеру с просьбой параллельно поснимать на видео работу съемочной группы. В результате не снял ни фото, ни видео – невозможно разорваться. С тех пор возникло устойчивое предубеждение против съемки видео. Которое, кажется, исчезает. Спасибо, Apple! Конечно, не планирую мутировать в видеографы, однако на любительском уровне получаю огромное удовольствие от съемки и монтажа.
Судите сами: имея в кармане почти профессиональную видеокамеру, снимающую 4К видео со скоростью 60 кадров в секунду в 10-битном динамическом диапазоне, да еще и с оптической стабилизацией изображения – грех не снимать. Главное, что не нужны никакие дополнительные аксессуары – вынул из кармана и вперед. Ещё удобно то, что одновременно с видеосъемкой можно фотографировать, а потом использовать фото в ролике как стоп кадры. Вот небольшой ролик про открытие «Московской биеннале Моды и стиля в фотографии». Не ругайте сильно, я только учусь:-)
iPhone vs DSLR
Только не подумайте, что призываю отнести ваши Никоны и Каноны в комиссионку. У каждого инструмента своя судьба. iPhone как фотоаппарат ценен тем, что всегда с собой. Все ваши праздники, встречи с друзьями, путешествия и экскурсии, всё необычное и неожиданное, увиденное вами, окажется в вашем смартфоне — это ваш визуальный дневник. К тому же — это ещё и телефон, музыкальный центр, кинотеатр, библиотека, ваш личный секретарь и ещё много всего другого.
Многие годы я посвятил театральной съемке. С тех пор, как в камерах появились стабилизаторы изображения и неимоверно повысилась светочувствительность матрицы, театральная съемка в техническом плане сильно упростилась. Думаю, что для этого жанра смартфон никогда не подойдет, хотя бы потому, что его экран будет мешать другим зрителям. Ещё у смартфона нет внушительного телеобъектива и его чувствительность пока слабовата для экспрессивных театральных темных сцен, когда нужна очень короткая выдержка, чтобы актеры не превратились в размытых призраков — «Ночной режим» в таких ситуациях не панацея. Зато для статичных темных сцен «Ночной режим» уже годится, особенно в паре с Apple ProRAW.
- iPhone – 26 мм, f/1.6, «Ночной режим», ISO 800, 1/30 сек;
- Olympus – 12-40мм 2.8, 24 мм, 1/10 сек f/4.5, ISO 2500.
Аптекарский огород, Москва, 12 апреля 2021.
Параметры съемки:
- iPhone – 26 мм, f/1.6, ISO 32, 1/2700 сек;
- Olympus – 12-40мм 2.8, 24 мм, 1/100 сек f/9, ISO 200.
Но если вынести за рамки специфические профессиональные задачи, то iPhone — готовый инструмент для творчества. К примеру, Дмитрий Марков, один из главных фотографов России по мнению Юрия Дудя, специализируется в области социальной фотографии и снимает только на iPhone, который помогает ему быть невидимым во время съемки. Несмотря на антигламурный жанр, у Дмитрия 884 тысячи Instagram-подписчиков, а его книга «Черновик» выдержала уже три издания.
Другой пример — звезда фэшн-фотографии, клипмейкер и продюсер англичанин Ник Найт снял на iPhone серию «Розы из моего сада», и выставил её этим летом в галерее Coach House, находящейся на территории неоренессансного поместья Уоддесдон, построенного покровителем искусств бароном Фердинандом де Ротшильдом в Бакингемшире в 1800-х годах. Интересно, что размер выставленных принтов достаточно большой, до двух метров по длинной стороне. Такого радикального увеличения сравнительно небольших изображений Ник Найт достиг используя приложение Topaz Gigapixel AI для увеличения размера с помощью искусственного интеллекта. Посмотрите видео, где он демонстрирует весь процесс от съемки до выставки.
Имейте в виду, что снимок делает человек, а не устройство. Здесь уместно будет вспомнить анекдот про встречу Эрнеста Хемингуэя с Анселем Адамсом. Когда Хемингуэй, восторгаясь фотографиями Адамса, спросил: «Вы делаете самые потрясающие снимки. Какую камеру вы используете?» Адамс нахмурившись ответил: «Вы пишете самые удивительные истории. Какую пишущую машинку вы используете?»
Не стесняйтесь экспериментировать. Не слушайте тех, кто утверждает, что в фотографии всё уже сделано. Ищите собственные образы, изобретайте свои методы съемки, творите! Жизнь прекрасна!
Напоследок несколько страниц из моего визуального дневника
Все снимки сделаны в формате Apple ProRAW, обработаны в Adobe Lightroom и Photoshop.