На что влияет увеличение оперативной памяти
Перейти к содержимому

На что влияет увеличение оперативной памяти

  • автор:

Влияет ли на FPS в играх увеличение оперативной памяти?

Может ли удвоение объема оперативной памяти сильно увеличить производительность игрового ноутбука или компьютера? Оперативная память является важной частью производительности вашего компьютера. Фактически, после вашего процессора и видеокарты (если вы играете), ваша оперативная память будет играть следующую большую роль в производительности вашей системы.

При загрузке игрушки все текстуры, локации и прочие данные выгружаются с жесткого диска в оперативную память, а уже затем при необходимости подгружается в память видеокарты, которая эти данные обрабатывает и выводит на экран.

Поскольку в некоторых случаях может происходить нехватка объема ОЗУ, то не все данные поместятся в оперативную память, часть из них перейдут в память виртуальную (файл подкачки или SWAP), откуда и подгружаются в дальнейшем. Проблема заключается в том, что ОЗУ работает во множество раз быстрее, нежели жесткий диск или SSD, а потому при создании новых локаций или уровней пользователя могут ожидать подтормаживания и лаги продолжительностью в несколько секунд, а иногда и более.

Хотя пользователи и недооценивают важность оперативного запоминающего устройства, она — важнейшая составляющая компьютера. Именно от его объема и частоты зависит общая работоспособность системы, отсутствие зависаний и уровень производительности при многозадачности.

При сборке или покупке компьютера стоит обращать внимание даже на незначительные детали, которые, как вам может показаться, не имеют никакого значения. К примеру, в магазине менеджер может утверждать, что чем больше оперативной памяти в компьютере, тем быстрее он будет работать. Так ли это на самом деле или же менеджер просто пытается вытянуть из вас побольше денег?

На практике увеличение объема оперативной памяти действительно увеличивает производительность ПК. Например, если вы любите открывать в браузерах по десятку-другому вкладок, то просто не сможете не заметить увеличение быстродействия отклика при увеличении объема оперативной памяти, скажем, с 4 Гб до 8 Гб. Это же можно сказать и про запуск приложений и игр.

Итак, чтобы ответить на вопрос о том, увеличит или не увеличит ОЗУ ваш FPS, правильный ответ будет выглядеть примерно так:

Если у вас уже есть приличный объем ОЗУ (скажем, 16 ГБ), добавление большего объема ОЗУ, вероятно, не увеличит ваш FPS в большинстве игр и сценариев, поскольку до сих пор не так много игр, которые используют более 16 ГБ памяти. С другой стороны, если у вас мало памяти (скажем, 2–4 ГБ), добавление большего объема ОЗУ увеличит ваш FPS в играх, которые используют больше ОЗУ, чем раньше.

На ноутбуке с 8 ГБ оперативной памяти комфортно работать в Adobe Photoshop и Adobe Premier с простыми проектами. Ни о каком 3D-моделировании, понятное дело, не может быть и речи. Для работы с «тяжеловесной» компьютерной графикой понадобится 16 ГБ и более.

4 ГБ — объем, предназначенный для решения простых задач и офисных приложений. Этот объем уходит, а современные приложения запрашивают гораздо больше ресурсов оперативного запоминающего устройства. Если 8 ГБ — стандарт, то 4 ГБ — «абсолютный минимум». Такого объема памяти хватает для спокойного веб-серфинга в две-три вкладки, умиротворяющей сессии в игре десятилетней давности, а также просмотра видео.

Аппетиты операционной системы

Все мы прекрасно знаем, что первоочередный претендент на гигабайты памяти — это операционная система. Даже в простое она заберет часть объема ОЗУ под свои нужды. И поделать с этим ничего нельзя. Даже если ничего не открывать на старте системы, счетчик потребления памяти не будет показывать нулевые значения. Сколько памяти «жрет» ОС?

Разумеется, чем новее продукт, тем выше у него системные требования. Windows 10 без единой запущенной программы зарезервирует 2-3 Гбайт оперативной памяти. А вот старички в лице Windows XP и Windows 7 будут довольствоваться приблизительно одним гигабайтом или даже меньше. Но ОС — не единственный потребитель ОЗУ. Есть ещё парочка голодных ртов.

Если говорить о компьютерных играх, то речь зачастую заходит и браузере. Закрывать каждый раз все открытые вкладки — это неудобно. Лучше уж пускай Chrome (или что там у вас установлено) висит фоном. После игрового процесса можно к нему быстренько вернуться. Или вообще можно открыть браузер на втором мониторе и в перерывах между катками заниматься своими делами во всемирной паутине.

Ответить объективно на вопрос, касающийся аппетита браузера довольно сложно. Во-первых, все зависит от количества одновременно открытых сайтов. А во-вторых, каждый ресурс потребляет разное количество ОЗУ.

Если говорить обобщенно, то получим, что при 20 открытых вкладках (начиная от самых легких и заканчивая тяжелыми) среднестатистический браузер потребляет около 2 Гбайт оперативной памяти. Причем все современные браузеры имеют схожий аппетит.

Системные требования в игрушкам

Для того чтобы определить, сколько памяти нужно купить, в первую очередь рекомендуется смотреть на системные требования к играм. Они бывают минимальные и рекомендуемые. Так как компьютер покупается с запасом на несколько лет, нужно ориентироваться на рекомендуемые значения и накидывать сверху несколько «гигов». К примеру, Red Dead Redemption на минимальных настройках просит 8 Гбайт, а на максимальных уже 12.

Сколько тактовой частоты нужно для RAM?

Ответ очень похож; улучшение зависит от того, какой объем/скорость у вас есть, и до какой суммы вы обновляете. В большинстве случаев разница будет в несколько кадров в секунду или близка к нулю.

Все это зависит от процессора и игры. Процессоры Intel, как правило, меньше всего выигрывают от лучшей тактовой частоты ОЗУ из-за встроенной архитектуры своих чипсетов, в то время как процессоры AMD Ryzen дают несколько ощутимое улучшение, приближаясь к +10 FPS в некоторых случаях и для определенных игр. И сам графический процессор оказывает значительное влияние на степень улучшения.

Вам нужно увеличить RAM и перейти на SSD…

Когда компьютеру нужно обработать данные, они помещаются в оперативную память и уже там с ними работает центральный процессор. Все запущенные программы и открытые в них файлы находятся в оперативной памяти компьютера. Таким образом, объём оперативной памяти влияет на то, сколько одновременно программ и насколько «тяжёлых» программ вы можете запустить и сколько одновременно и каких файлов (или, например, вкладок в браузере) вы можете открыть.

▍ Как производительность диска влияет на быстродействие компьютера

Операционная система периодически выгружает на диск из памяти те данные, к которые давно не использовались. А когда происходит к ним обращение снова, операционная система помещает их обратно в память вместо выгруженных на диск неактивных данных. Для пользователя это выглядит следующим образом: вы переключаетесь на окно, к которому давно не обращались, и компьютер на некоторое время «подвисает». А в это время выгруженные из памяти данные считываются с диска и помещаются обратно в память. Насколько быстро это произойдёт, зависит в первую очередь от быстродействия диска, ведь именно он будет здесь являть узким местом (оперативная память всегда быстрее).

▍ Почему файл подкачки должен находиться на SSD

Чем быстрее накопитель, тем короче будет такое «подвисание». А какие накопители быстрые — твердотельные. Мнение о ненадёжности твердотельных накопителей бытует и поныне, и до сих пор можно встретить советы перенести файл подкачки на HDD. Делать так ни в коем случае нельзя. Во-первых, SSD имеют достаточную надёжность, чтобы использоваться в высоконагруженных системах, если это не китайские «ноунеймы». У всех ключевых производителей есть несколько линеек накопителей с разным гарантированным уровнем надёжности и всегда можно подобрать необходимый вариант. Как показывает практика, накопители ещё долгое время могут проработать и после исчерпания заявленного ресурса. Во-вторых, поверхность пластин жёстких дисков тоже подвержена износу (вот неожиданность!) и со временем падает время доступа к секторам, а с ним и скорость обмена данными вплоть до невозможности обратиться к этим данным вовсе. Т.е. люди, перемещая файл подкачки с SSD на HDD, сами себе делают работу на компьютере менее комфортной. Действенным способом снизить нагрузку на диск подкачкой и увеличить его ресурс является увеличение объёма оперативной памяти или изменение подхода к работе за компьютером: можно закрывать вкладки, файлы, и программы, которые вам больше не нужны или не понадобятся в ближайшее время, чтобы освободить память.

▍ Ключевое отличие SSD от HDD

Если мы посмотрим на разницу скорости линейных чтения и записи на HDD и SSD, окажется, что SSD с интерфейсом SATA превосходят HDD с таким же интерфейсом в среднем «лишь» в 2-3 раза, в то время как на мелко блочных операциях разница составляет десятки раз и именно в этом кроется ключевое отличие накопителей. Механически SSD устроены по-другому и не так важно, где находятся данные, ведь скорость прохождения сигнала к ячейкам SSD гораздо выше, чем время доступа к секторам HDD. С развитием накопителей роль фрагментации данных хоть и снизилась в вопросах производительности HDD, время доступа к разным секторам в силу технических особенностей накопителей данного типа сильно отличается, в то время как разница во времени доступа к ячейкам SSD ничтожно мала. Ещё и поэтому файл подкачки функционирует заметно быстрее, находясь на SSD. Много лет назад, когда SSD ещё не начали получать доступность на потребительском рынке, сильно ощущалась разница в производительности между дефрагментированным файлом подкачки и недефрагментированным. Помимо самого файла, фрагментированными могут быть и данные внутри файла, а на SSD фрагментация уже не играет такой роли. Кроме того, разница в скорости зависела даже от территориального расположения данных на пластине жёсткого диска, и чем дальше данные были от центра, тем быстрее они считывались. На SSD же неважно, где территориально находятся данные, и фрагментация оказывает не такое сильное влияние на производительность.

▍ Почему оперативной памяти должно быть достаточно

Операционная система стремится выгрузить из памяти неактивные данные, чтобы в оперативной памяти всегда оставалось место для новых (или вновь загруженных из файла подкачки) данных. Если оперативной памяти не хватает катастрофически, и данные в оперативной памяти практически «не остывают», то операционной системе приходится «судорожно» искать в памяти данные, которые можно выгрузить на диск, когда требуется разместить данные в оперативной памяти. Поэтому в такой ситуации вы будете ждать дважды: пока данные будут выгружены из памяти, плюс пока требуемые данные будут загружены.

▍ Как понять, хватает ли оперативной памяти

Это значение показывает, сколько данных находится в памяти, плюс сколько данных выгружено в файл подкачки. Его также можно получить следующим образом:

Значение будет в килобайтах. На вышеприведённом скриншоте мы видим, что используется 12.5 ГБ памяти, а всего памяти, включая файл подкачки — 26.4 ГБ. В системе 16 ГБ физической памяти, объём файла подкачки автоматически выбирается системой. Выходит, что объём файла подкачки составляет 60% от объёма физической памяти. Нужно ли бросаться расширять физическую память? Давайте понаблюдаем, как у нас меняется объём используемой памяти.
Мы написали скрипт, создающий задачу в Task Scheduler, которая каждый 15 минут получает значение Committed Memory и дописывает его в файл C:\Users\Public\Documents\commit.txt.
Выглядит он как-то так:

Вот фрагмент этого файла:

Представим данные из файла в виде графика

Как мы видим, большую часть времени система всё же «умещается» в отведённую память. Но нужно ли её расширить, так как иногда её не хватает? Если в работе это не заметно, то можно оставить всё как есть. Если доставляет дискомфорт, то остаётся ещё два выхода: либо всё-таки увеличить объём ОЗУ (но ведь это стоит денег), либо пересмотреть сценарии использования компьютера: закрывать ненужные более вкладки в браузере, файлы и окна программ. Если же это постоянно работающий сервер, то тут придётся пересматривать алгоритмы его работы, если можно доработать или перенастроить ПО, в противном случае придётся всё же добавлять память.
Про Windows выяснили, а в ОС Linux оценить использование памяти можно с помощью команды

Вывод будет примерно следующим:

Параметр -t добавляет строчку Total, на тот случай, если нам лень выполнять сложение (а нам, конечно же, лень). Параметр -h приводит значения к более удобным KiB, MiB и GiB. По умолчанию значения выводятся в килобайтах без указания величин.
Чтобы собрать статистику, можно поступить следующим образом.
Создаём файл с содержимым

И сохраняем его, например, в /home/get-used.sh.
Добавляем в crontab строчку

Информация коллекционируется в /home/used.txt , содержимое которого выглядит так же, как у файла commit.txt , который мы создавали в Windows.
Мы пособирали информацию ещё на двух машинах и получили следующие данные.

В этих двух случаях объём физической памяти 2 ГБ и 512 МБ соответственно. Как мы видим, в случае 2 мы всё время «не умещаемся» в физическую память и её нужно увеличить на 1-2 ГБ.

Правда, что повышение частоты оперативной памяти дает прирост мощности?

Предположим, вы купили модуль оперативной памяти с частотой 3 000 МГц и в настройках BIOS повысили ее до 3 200 МГц. Или выбираете между двумя модулями c частотами 3 000 МГц и 3 200 МГц. Кажется, что с большей частотой компьютер будет работать быстрее. Но нет.

Сразу предупредим, что руководства по разгону в материале нет. Мы лишь объясним, как проверить эффективность разгона и не ошибиться с выбором оперативной памяти.

Теория: частота, тайминг, напряжение

Для начала разберем основные понятия. Если вы с ними хорошо знакомы, переходите к следующему пункту.

Частота. Оперативная память работает на тактовой частоте, то есть выполняет определенное количество действий в секунду. Действием может быть поиск строки, ее перенос в буфер, перезарядка ячейки памяти и так далее. Каждое действие занимает несколько тактов.

Тайминги. Они показывают, сколько тактов занимают основные действия с памятью. В характеристиках обозначаются буквами CL и цифрами. Например, так: CL 11-11-11.

Каждая пара цифр обозначает определенное действие. Мы не будем сейчас описывать эти действия, но уточним, что в нашем примере выполнение одного из них потребует 11 тактов и займет некоторое время (время измеряется в наносекундах, нс).

При повышении тактовой частоты каждый такт становится короче по времени. То есть на действие из 11 тактов уходит меньше наносекунд, следовательно, память работает быстрее. Но тут есть риск. Отведенного количества тактов может физически не хватить для выполнения одного из действий. В этом случае компьютер просто не запустится, и придется понижать частоту.

Поэтому оверклокеры не просто повышают частоту оперативной памяти, но и стараются подобрать такие тайминги, чтобы выделенного количества тактов хватало для выполнения действий. Дальше расскажем, как это проверить.

Напряжение. Оперативная память зависит от поступающей энергии. Для ее работы нужно напряжение, в случае самого популярного типа памяти DDR4 это около 1,2 В.

Повышение напряжения дополнительно подпитывает память, и она может выполнять действия быстрее. Но вместе с этим увеличивается нагрев и повышается риск выхода модуля из строя. Напряжение 1,4–1,5 B — это верхняя безопасная граница, при которой производители могут гарантировать стабильную работу памяти.

Считаем эффективность

Производители тоже разгоняют оперативную память перед продажей. Так что сравнивать такты и частоту имеет смысл не только после самостоятельного разгона. Выясним, как это сделать, на примере двух модулей памяти:

    c частотой 3 200 МГц и таймингами CL 22-22-22; c профилем разгона 3 000 МГц и таймингами CL 15-17-17

Многие пройдут мимо памяти с меньшей частотой (она еще и дороже), а зря.

Рассчитаем время выполнения основных действий с памятью, воспользовавшись формулой:

(1 с / количество тактов) х тайминг x 1000 = продолжительность одного действия

Умножение на тысячу нужно для перевода результата в наносекунды. А количество тактов равняется частоте оперативной памяти, поделенной на два, так как DDR в названии модуля (DDR4) расшифровывается как double data rate. То есть фактическая частота в два раза меньше той, что указана на коробке.

Рассчитаем продолжительность выполнения основных действий для Patriot:

  • (1/1600) x 22 x 1000 = 14 нс
  • (1/1600) x 22 x 1000 = 14 нс
  • (1/1600) x 22 x 1000 = 14 нс

Расчеты для Kingston:

  • (1/1500) x 15 x 1000 = 10 нс
  • (1/1500) x 17 x 1000 = 11 нс
  • (1/1500) x 17 x 1000 = 11 нс

Получается, модуль с частотой 3 000 МГц работает быстрее, чем модуль с частотой 3 200 МГц. Заметим, что у модуля от Patriot напряжение 1,2 В, а у Kingston — 1,35 B. Из-за этого память от Kingston (в теории) может выполнять действия за меньшее количество тактов, то есть в более короткие сроки при примерно такой же частоте.

Вывод и маленькое «но»

Если выбираете новый модуль памяти или сомневаетесь, получите ли прирост при разгоне, воспользуйтесь формулой и рассчитайте время выполнения действий на базовых настройках и после повышения частоты.

Конечно, реальный прирост будет зависеть от конфигурации ПК. Ведь если производительность упирается в видеокарту, а не процессор и его память, то разгон ОЗУ вам почти ничего не даст. В остальных случаях можно рассчитывать на прирост в 4–10%.

Что даст увеличение оперативной памяти с 4 до 8 Гб

Пару недель назад мы опубликовали статью «Сколько оперативной памяти нужно для игр», в которой обозначили условные границы объёма ОЗУ, которым должен обладать игровой компьютер. Сегодня мы поставим вопрос несколько иначе и в иной плоскости: что даст увеличение объёма оперативной памяти на бюджетном ПК с 4 до 8 Гб, увеличит ли такой апгрейд общую производительность и является ли он целесообразным и эффективным экономически. Если на первую часть вопроса можно ответить утвердительно, то на вторую его часть ответ будет зависеть от того, для каких задач используется компьютер.

Что даст увеличение оперативной памяти с 4 до 8 Гб

Если для работы в офисных приложениях, воспроизведения мультимедиа, интернет-общения и веб-серфинга, подключение ещё одной 4-гигабайтовой планки оперативной памяти вряд ли будет экономически целесообразным, так как прирост производительности в конечном результате окажется достаточно скромным и будет ощущаться не столько в процессе работы в приложениях, сколько в момент их запуска (программы действительно станут запускаться немного быстрее). С другой стороны, многое зависит от того, сколько приложений запущено на компьютере одновременно, используется ли конкретным приложением функция многозадачности и в каком объёме. Например, чем больше открыто в браузере вкладок, тем больший объем оперативной памяти задействуется.

Как понять, что ОЗУ действительно не хватает? Запустите все приложения, которыми вы пользуетесь в повседневной работе, затем откройте Диспетчер задач и посмотрите процент занятой памяти. Если объем используемой памяти превышает 80%, апгрейд ОЗУ, скорее всего, пойдёт вам на пользу. Однозначно увеличение ресурсов памяти с 4 до 8 или даже более потребуется, если вы планируете запускать на компьютере эмуляторы или виртуальные машины с установленными на них современными операционными системами, требующими не менее 1 Гб ОЗУ. Запустить виртуальную Windows 7, 8.1 или 10 с выделенным объёмом RAM 1-1,5 Гб можно и на ПК с 4 Гб ОЗУ на борту, но при условии, что у вас не будет открыт браузер или другое ресурсоёмкое приложение, в противном случае запуск виртуальной машины завершится ошибкой, как раз обусловленной нехваткой памяти.

Итак, если вы работаете на бюджетном ПК с 4 Гб оперативной памяти и при этом её загрузка не превышает 70-80 процентов, можно оставить всё как есть. Иное дело, если вы привыкли держать в браузере дюжину открытых вкладок, одновременно пользуясь мессенджерами, плеерами и другими популярными приложениями, а также хотите работать с эмуляторами и виртуальными машинами, смело добавляйте ещё 4 Гб ОЗУ. Нельзя сказать, что прирост производительности будет столь существенным, однако положительные сдвиги в плане быстродействия вы заметите.

Программы станут запускаться немного быстрее, меньше времени станет уходить на загрузку и завершение работы операционной системы, увеличится отклик при открытии новых вкладок в браузерах, появится возможность параллельного запуска тех же браузеров и виртуальных машин. Увеличение оперативной памяти до 8 Гб сделает более комфортной работу в таких приложениях как Adobe Photoshop и позволит без особого стеснения выполнять несложные операции с видеофайлами. Что же касается современных компьютерных игр и вообще трёхмерной графики, то тут увеличение оперативной памяти особых преимуществ не даст. Ресурсы памяти для игр и 3D-редакторов, конечно, важны, но далеко не в той степени, в какой для них важны производительные возможности процессора и видеокарты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *