Не работает GPS в Москве. Найдено решение проблемы определения местоположения и поиска спутников
Жители Москвы и некоторых других отдельных регионов России вот уже как более полутора месяцев не могут полноценно пользоваться навигационными приложениями и сервисами, связанными с определением местоположения. Из-за этого невозможно пользоваться навигацией, оплачивать платные парковки и заказывать такси. Все началось в начале мая 2023 года, когда в целях обеспечения безопасности было принято решение о блокировке сигнала GPS, который идет со спутников на орбите Земли. При этом изначально предполагалось, что ограничения отменят после праздника 9 мая, но ничего подобного не произошло. Проблема выражается в том, что при попадании в зону действия специальных средств подавления сигнала, этот самый сигнал исчезает полностью или почти полностью. В итоге, определить местоположение невозможно, либо смартфон, планшет, навигатор или иное устройство считает, что находится в другом месте, причем иногда даже в другой стране.
Когда проблема стала массовой, доставляя огромные неудобства водителям автомобилей разного рода, многие начали задаваться вопросом о том, почему не происходит определение местоположения через систему ГЛОНАСС, которая является полностью российской. Она действительно работает в современных телефонах и прочих устройствах, но с одним важным нюансом. Принцип ее работы почти полностью идентичен GPS, поэтому при блокировке сигнала американской системы позиционирования в пространстве происходит блокировка и сигнала с российских спутников. Когда данная проблема окажется решена – неизвестно, потому что на этот самый счет нет никакой конкретной информации. Между тем, Минцифры РФ создало специальную рабочую группу, которая уже в ближайшее время займется решением проблем, связанных с перебоями в работе GPS и GLONASS на российской территории.
Как именно планируется решить данную проблему – не сообщается, однако возможно будет разработано какое-то техническое решение, которое позволит пользоваться GPS и ГЛОНАСС в Москве, а также в других регионах РФ, но при этом также обеспечивать надлежащий необходимый уровень безопасности. На фоне подобного положения дел некоторые российские компании посчитали необходимым реализовать свое собственное решение проблемы, позволяющее определять местоположение в пространстве даже без использования спутниковых систем. Владельцы смартфонов на базе операционной системы Android, как впрочем и обладатели любых других электронных устройств, теперь могут скачать из магазинов Google Play или RuStore новую версию программы «Яндекс Карты». Также новшества реализованы в свежей версии приложения «Яндекс Навигатор».
В программное обеспечение «Яндекс Карты» и «Яндекс Навигатор» последней версии добавили скорректированный алгоритм работы без определения местоположения. Если раньше, когда пропадал сигнал, навигация просто переставала работать каким-либо образом, то теперь происходит пассивное движение по маршруту. Для использования такой функции достаточно обновить приложение до последней версии, после чего включить на телефоне сотовые данные (мобильный интернет) и активировать Bluetooth. За счет этого смартфон, пускай и с задержкой, сможет определять местоположение в пространстве, благодаря чему окажется возможно двигаться по маршруту. Однако функция определения скорости движения, как и навигация в режиме реального времени, работать не будут, что определенно следует учитывать во избежание неприятных неожиданностей. Данное решение пока что является единственным, позволяющим пользоваться навигационными программами в столице Российской Федерации и в некоторых других регионах, где решили усилить безопасность в воздушном пространстве.
Ранее сообщалось о том, что «Яндекс Карты» и другие навигаторы перестали работать, поскольку сигнал GPS постоянно пропадает.
У россиян появилась проблема с геолокацией по GPS, разберёмся в её причинах
На фоне рекордного числа санкций и прочих бед (например, отключения монетизации Ютуба для русских блогеров) россиян настигла ещё одна проблема — глюки с навигацией у смартфонов и навигаторов.
Потеря сигнала, чем она вызвана
Стало известно, что гаджеты на территории РФ начали плохо определять своё местоположение. Одни определяли его намного дольше обычного, другие давали более высокую погрешность, чем ранее. Например, если обычно на обнаружение ближайших спутников уходили считанные секунды, то теперь эта же операция занимает минуты, а иногда до получаса и дольше. Причиной этого безобразия стали санкции против России.
реклама
Сразу поясню, что в РФ не отключали GPS, она работает, просто более медленно на многих устройствах. Для полноценной геолокации по спутниковым системам устройству (смартфону или навигатору) нужно поймать сигналы минимум от 4 навигационных спутников. При этом, ваш гаджет пользуется сборниками положений спутников на ближайшие дни и недели, зная заранее их точную дислокацию. Если у вас нет интернета (на момент установления геолокации), то информация приходит только со спутников. Это называется холодным стартом, он имеет продолжительность несколько минут, иногда дольше. При подключении к интернету, связь со спутниками происходит гораздо быстрее (технология A-GPS). Максимально быстро GPS работает при наличии доступа к вышкам сотовой связи и точкам Wi-Fi доступа. Поэтому в городской черте определение местоположения обычно занимает не больше пары секунд.
реклама
GPS (полное название Global Positioning System) является системой глобального позиционирования. Через спутниковую систему навигации происходит измерение расстояния от спутника до приёмника. Используется всемирная система координат WGS 84. GPS позволяет определять местоположение гаджета в любую погоду и в любой точке планеты.
A-GPS (расшифровывается как Assisted GPS) — технология ускорения «холодного старта» GPS-приёмника, используется в смартфонах и планшетах. A-GPS многие путают с LBS. Для полноты картины рассмотрим и LBS.
Location-based service (LBS) является сервисом определения местоположения объекта через привязку к ориентирам из базы данных оператора связи. В качестве ориентиров чаще всего выступают вышки сотовой связи. В составе навигационного терминала (трекера) имеются GPS приемник и GSM модем, передающий данные на мониторинговый сервер. Обычно GSM имеет более стабильный сигнал (чем GPS со спутников), его сложнее заглушить и проще поймать, даже в условиях неисправности внешней антенны. Для определения места дислокации трекера, GSM модем регистрируется на базовой станции оператора мобильной связи. Станция в ответ передаёт свой идентификационный номер (Cell_ID) и прочие служебные параметры. Координаты большинства базовых станций известны, например, крупнейшая из открытых баз данных Opencellid имеет информацию о 8 млн. точек. В итоге LBS получает данные от GPS спутников и GSM станций одновременно, повышая точность геолокации.
История создания GPS
Первый известный аналог GPS был описан в фантастическом романе Эрнста Юнгера «Гелиополь», который вышел в далёком 1949 году. Как ни странно, но GPS появился благодаря запуску СССР первого искусственного спутника Земли. Этот запуск не оставил равнодушными американских учёных во главе с Ричардом Кершнером, которые выяснили, что благодаря эффекту Доплера, частота принимаемого сигнала увеличивается, если спутник приближается, и уменьшается, если он отдаляется. Если точно знать собственные координаты, то можно определить положение и скорость полёта спутника. И наоборот, зная координаты спутника на земной орбите, можно узнать свою скорость и геолокацию.
реклама
Результатом этого важного открытия стал запуск спутников по программе Timation (в 1964 году) в интересах ВМФ США. Затем, уже в 1973 году, американцы запустили программу DNSS, позднее переименованную в NavSTaR (Navigation Satellite Timing and Ranging). Переводится как «время и дальность действия навигационного спутника». И если ранее первые спутники выводились на низкую околоземную орбиту, то по программе NavStar их выводили уже выше, на среднюю околоземную орбиту.
Первый спутник вышел на орбиту 14 июля 1974 года. Позднее, в 1982 году, вышел на орбиту и первый спутник советской системы позиционирования ГЛОНАСС. Шла холодная война, и успехи СССР, побудили США увеличить финансирование программы и ускорить работу. В 1983 году началось создание GPS. Для полного покрытия планеты система требовала 24 спутника, последний из которых вышел на орбиту в 1993 году. Этот год можно считать датой рождения современной GPS. Изначально она применялась для наведения ракет на воздушные и наземные цели.
Суть проблемы с GPS
Выяснилось, что в России появилась проблема с работой A-GPS. Это означает длительный старт позиционирования и недоступность спутниковых данных для многих гаджетов. Они просто не могут получить доступ к данным для GPS с серверов чипа, установленного в устройстве. Эти проблемы уже выявили у чипов Qualcomm (США) и MediaTek (Тайвань). Видимо компании, блокируют доступ к серверам для пользователей с российскими IP-адресами. После безуспешных попыток подключиться к серверам производителя чипов, гаджетам приходится подключаться непосредственно к навигационным спутникам, а это занимает гораздо больше времени. Если пользоваться VPN (который подменяет IP-адреса), то A-GPS функционирует нормально, что подтверждает версию о санкциях.
Проблемы пользователей
реклама
Проблемы, с которыми сталкивались пользователи:
- Если находишься в помещении, то отсутствие A-GPS даёт погрешность в определении координат.
- В приложениях такси местоположение гаджета не видно, пользователю приходится вручную выбирать его на карте.
- Приложение Яндекс Go стало периодически уточнять, где находится пользователь.
- У других пользователей регулярно прыгает позиционирование на карте.
- Около недели не работает фитнес приложение для пробежек, оно просто не отображало карту. Сначала пользователь грешил на проблемы с Google Карты, но с VPN оно заработало.
- Периодически Яндекс.Навигатор очень долго выясняет местоположение, решить проблему помогало переключение в авиарежим, либо перезагрузка телефона.
- Яндекс.Навигатор начал часто ошибаться, совсем терять геолокацию. Иногда он определяет скорость от 0 до 140 км/ч.
В марте текущего года глава «Роскосмоса» предупредил о том, что США не исключают отключения РФ от системы GPS.
Аналоги GPS и их применение
Как поясняют специалисты, совсем остаться без навигации России не грозит, поскольку в современных гаджетах предусмотрены сразу несколько навигационных систем. На сегодня активно эксплуатируются: GPS (США), ГЛОНАСС (Россия), Galileo (Европа), Бэйдоу (Китай). Также собственные навигационные спутниковые системы разрабатывают Индия и Япония. Эксперты отметили, что технически выключить в России GPS невозможно, поскольку это спутники висящие на орбите планеты и транслирующие сигнал. Возможно только отключить некоторые спутники, но в результате без GPS останутся и соседние с РФ страны.
Потерявшийся спутник: почему перестает работать навигация в городах?
На сегодняшний день в мире существует целый набор навигационных систем: глобальные европейская Galileo и китайская Beidou, а также региональные французская DORIS, японская QZSS и индийская IRNSS, но самыми значимыми является американская GPS и российская ГЛОНАСС. В первую очередь за счет числа спутников на орбите и той территории, которую они покрывают навигацией высокой точности. При этом за счет большего числа орбитальных плоскостей (три против шести у GPS) и большего числа спутников (двадцать пять против тридцати двух у GPS) точность работы американской системы несколько выше. В среднем погрешность измерения ГЛОНАСС составляет 4−6 м, погрешность у GPS от 2 до 4 м. При этом в странах, где установлены наземные станции GPS — в США, Канаде, Китае и Японии — отклонение не превышает 1−2 м.
Но для работы пользовательских сервисов, таких как службы доставки, каршеринги или фитнес-браслеты, все эти системы одинаково приемлемы. При этом большинство современных устройств, таких как iPhone, умеют работать со всеми системами навигации одновременно. Если зайти на страницу любого смартфона Apple старше 2010 года, то можно увидеть информацию о поддержке всех навигационных систем. Именно в 2010 году компания Qualcomm выпустила первые в мире чипы, поддерживающие работу GPS, ГЛОНАСС и других систем. Следом такой чип выпустила и Broadcom.
При этом даже в нынешних условиях не идет речь о том, чтобы удалить поддержку российской навигационной системы или ограничить доступ России к навигации GPS, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
«Такие опасения были год назад. Но выгнать нас из этих чипов достаточно сложно, да и мы можем многое отключить в ответ. Поэтому даже в новых чипах поддержка ГЛОНАСС сохраняется», — отмечает эксперт.
Так почему же перестает работать навигация?
Для начала навигация может переставать работать по-разному. Давно известный москвичам сценарий, когда при нахождении в центре города навигатор внезапно показывал, что вы находитесь в аэропорту Внуково, в Минске или даже в Северном море. Так работают системы, подменяющие сигнал службы навигации. «Для этого на земле ставятся специальные передатчики. Работает с это гражданским сигналом, который передается в незашифрованном виде», — поясняет собеседник «РГ» в компании, разрабатывающей навигационное оборудование.
При этом, говорит Муртазин, крупные компании, такие как «Яндекс», работают над тем, чтобы отслеживать такие явления и корректировать их. «Если вдруг произошло резкое смещение координат, они могут корректировать это в софте. Они работают над этим, хотя практических результатов пока нет. Идея в том, что они контролируют обе стороны сервиса, и если машина такси или каршеринга внезапном резко перемещается хотя бы на 100-150 метров, то это значит что работает глушилка и на уровне сервисов они могут передать альманах с координатами спутников и скорректировать расположение. Ну а те, кто использует, условно, дроны, сделать так не смогут», — поясняет он.
Второй сценарий предполагает глушение на уровне радиочастот, используемых системами навигации. Обычно это выглядит так, что во время движения навигатор перестает перемещаться по маршруту и «теряется». Обычно такое глушение работает по GPS-навигации. И оно, в силу того, что помехи распространяет передатчик, очень локально, поясняет Муртазин. «То есть это не может работать на всей территории России. Если проводить аналогию, то можно вспомнить, как во времена Советского Союза глушили различные зарубежные «голоса». Все зависело от мощности передатчика и глушилки», — говорит эксперт.
При этом принципиальное отличие современных гаджетов от радиоприемников из 70-х в том, что они работают с разными системами навигации. И если используемая по умолчанию GPS-навигация перестает работать, то система начинает искать другие спутники. Это может занять примерно пять минут — то самое время, когда навигатор выглядит «потерявшимся». За это время происходит так называемый «холодный» старт и гаджет обнаруживает спутники ГЛОНАСС или китайской Beidou. Кроме того, как например поясняют в «Яндексе», пользовательские устройства могут так же ориентироваться на информацию от наземных источников — точек доступа Wi-Fi или вышек сотовой связи.
Так что если даже и возникнет необходимость отключить GPS над территорией России, то на работе пользовательских устройств и сервисов это скажется минимальным образом. Пострадать могут только либо очень старые, либо очень дешевые гаджеты. В них как правило заложена поддержка только GPS. При этом вероятность такого отключения очень невелика, полагает Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. По мнению Гусарова, можно отключить часть спутников, которые располагаются над Россией, но это исказит данные о местоположении и нарушит работу в прилегающих к России странах.
Это затруднительно еще и потому, что спутники GPS не стационарны, а значит — придется отключать спутники в момент пролета над Россией. Ко всему прочему, это оставит без GPS и соседние страны, такие как Китай и Индия, а значит вряд ли это кто-то всерьез решится сделать.
«Половина Москвы разучилась водить». Жители столицы продолжают жаловаться на проблемы с навигацией
Жители Москвы продолжают жаловаться на проблемы с работой GPS в центре столицы. Глушить ее начали в начале мая — на следующий день после атаки беспилотников на Кремль. С тех пор проблемы возникают не только с работой навигатора, но и при аренде каршеринга, и при заказе такси.
Читатели MSK1.RU отмечают, что хуже всего навигация работает внутри Третьего транспортного кольца.
— Навигация сбоит на ТТК, начиная от Лефортовского тоннеля и до съезда на Шарикоподшипниковскую. Сбоит на Шоссе Энтузиастов от ТТК до съезда на МСД, — рассказал MSK1.RU Дмитрий Волков.
Даже если навигатор определил местоположение, то с построением маршрута или отображением скорости всё равно возникают сложности.
— При смене маршрута минут пять думает и только после этого показывает новый маршрут. Не показывает скорость автомобиля и разрешенную. В лучшем случае 0, в худшем — космическая. Например, , когда реальная скорость автомобиля 30–40 , — отметил читатель MSK1.RU.
Или же вот читательница MSK1.RU сообщила, что определить, где находится вызванное такси, невозможно:
— Ехала от улицы 8 Марта к Молодежной. Когда вызвала такси, то оно сначала стояло на месте. Я позвонила водителю, он сказал, что подъезжает, на карте же точка так и не двигалась. Но потом увидела машину, — рассказала девушка.
О подобных проблемах сообщила еще одна читательница MSK1.RU по имени Анастасия. По ее словам, часто в приложении можно увидеть, как машина просто начинает неожиданно «летать».
— Утром вызвала 4 разных такси, приехало только первое, но через 15 минут. Приложение же показывало, что будет через 4. Сам таксист пожаловался, что, когда получил заказ, был в двух километрах от меня, у ТТК, а приложение неправильно его гео определило. Но он не мог отменить заказ, потому что рейтинг уже низкий был, — сказала MSK1.RU Анастасия.
Из-за этого, например, «Яндекс.Такси» перед заказом машины начало просить пользователей дополнительно проверить точку посадки.
Продолжаются проблемы и с арендой машин в каршеринге. Найти автомобиль после бронирования теперь не так-то и просто. Например, читатель MSK1.RU Иван искал машину в течение получаса по дворам, но так и не нашел.
— В приложении забронированная машина показывалась рядом с набережной Яузы. Но в указанной точке автомобиля не оказалось, как и на ближайших парковках рядом. Пришлось отменить аренду, — рассказал MSK1.RU Иван.
Как отметил Иван, в приложении некоторых сервисов каршеринга машину можно найти по номеру. В других же приходится просто перебирать машины по марке. На это может уйти до 10–15 минут. Иногда их местоположение может отображаться прямо в реке.
— Сейчас приходится часто ехать по памяти и заранее смотреть нужные повороты. В городе теперь невозможно ездить. Ощущение, что из-за этого половина Москвы просто разучилась водить: стали тупить на развязках, увеличились пробки, — заключил Иван.
новость из сюжета
Подпишитесь на важные новости о спецоперации на Украине
Напомним, что проблемы с навигацией в центре столицы начались в мае. После того как беспилотники атаковали Кремль, москвичи начали жаловаться на сбои в работе GPS. Стало сложно ориентироваться в городе и найти арендованную в каршеринге машину.